Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 октября 2015 г.
  4. № 40 (6528) (14.10.2015)
Искусство

Уроки караваджизма

14 октября 2015

На Волхонке развёрнута выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Устроители позиционируют её как продолжение выставки конца 2011 – начала 2012 года, посвящённой великому итальянскому живописцу Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610). На сей раз в центре – то, как отозвалось дело мастера…

Из Флоренции прибыло 30 полотен, Пушкинский музей добавил своих шедевров, и получилась роскошная экспозиция, насчитывающая свыше 50 произведений. Сразу необходимо назвать главную фигуру (помимо Караваджо!), кому обязано просвещённое человечество не только устройством данной выставки, но и самим представлением о существовании явления «караваджизм», – это учёный, критик, один из видных представителей мирового искусствоведения Роберто Лонги (1890–1970).

В центре экспозиции – хрестоматийное полотно раннего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). А рядом – работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620). Северный караваджизм представлен композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632). Картины круга Караваджо – произведения итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Интернациональный караваджизм – как будто отдельное явление, но тем и интересна данная экспозиция, что она раскрывает перед зрителем масштабы влияния Караваджо на мировое изобразительное искусство.

На вопросы «ЛГ» отвечает президент фонда Роберто Лонги и куратор выставки в Москве с итальянской стороны Мина Грегори.

– Синьора Грегори, ещё с юности Роберто Лонги увлёкся творчеством Караваджо и пронёс через всю свою жизнь интерес к нему. А сами понятия «караваджизм» и «караваджисты» придумал именно Лонги?

– Не могу сказать, что сами слова придумал Лонги, но принципы, по которым и по сей день определяются эти понятия, безусловно, принадлежат его исследованию. Он работал не только с произведениями самого Караваджо, но и чрезвычайно внимательно всматривался в творчество его ближайших коллег.

– Роберто Лонги настаивал на том, чтобы каждая работа любого художника рассматривалась вне какого-либо контекста, чтобы находить только в ней необходимую информацию. Но как же тогда понимать призыв кураторов московской выставки – «сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников»?

– На самом деле представление о том, что каждую картину следует рассматривать как отдельную концепцию, относится к первому этапу развития критики художественного творчества. И впоследствии, уже после Второй мировой войны, в среде историков искусства возникло чёткое понимание, что необходимо анализировать не только саму картину, но и концепт тоже. То есть нужно брать для изучения ту или иную работу в связи с тем, что исторически её окружало в период создания, и учитывать все эти составляющие в целом. Только тогда возникает у исследователя объективное представление и об отдельном произведении, и о художнике, и об эпохе и направлении…

– Тогда получается, что караваджизм, равно как и объединение художников по географическому признаку (болонская и феррарская школы) или по течению (футуристы, кубисты), как и поиск параллелей между творчеством Тициана и Ренуара или Пьеро делла Франческо и Жоржем Сёра, – это тот «контекст», который самим же Лонги отрицался, поскольку, как он выразился, мешал чистоте восприятия. Но эти школы открыл и сравнения проводил опять же именно он...

– Здесь, если разобраться, нет противоречий. Важно понять то, как же складывался метод изучения, по каким тропам шёл исследовательский поиск. Ведь всё это образовалось не сразу… Предварительная работа над изучением той или иной картины, безусловно, предполагает индивидуальный к ней подход. Но в целом всё складывается поэтапно. Сначала Лонги анализировал отдельно какую-то работу, её особенности, затем рассматривал её в рамках всего творчества художника, а уже потом можно было дальше расширять эти рамки, находя или параллели, или отклики в творчестве других мастеров. На следующем этапе уже брались документальные свидетельства, архивные материалы, литература, которые помогают дополнить общее видение и определить «контекст».

– Центральная картина московской экспозиции – знаменитое полотно кисти ещё молодого Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей», а в собрании флорентийской галереи Уффици находится его же картина «Медуза Горгона». Обе они не только написаны с одной модели и эмоционально перекликаются, но и отражают роковое столкновение красоты и ужаса. Кроме того, с одной стороны, мы видим признаки такого направления в искусстве как натурализм, но с другой – барокко. И эти направления в своих принципах противоречат друг другу…

– Вы правы, в творчестве Караваджо всегда существует бинарная позиция между прекрасным и ужасным, между благородным и низким, между светом и тьмой... Многое строится на резком непримиримом контрасте. И такая позиция формирует динамику творчества этого художника в целом и каждой его работы в отдельности. Потому что внутри картины эти противоречия не могут оставаться неузнанными – они сталкиваются, борются, и мы видим именно это! Караваджо в каждой картине писал самый яркий миг борьбы. Когда главный вопрос – что же в результате победит? С этим вопросом и остаётся зритель. В этом – вся суть…


Выставка работает до 10 января 2016 года

Тэги: Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • «Живого Есенина» установят в Москве

    03.10.2022
  • Передвижники в Твери

    17.05.2022
  • Разнообразие и красота

    06.01.2022
  • Художники космической стихии

    09.11.2021
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
  • Разоблачение века

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS