Большая жизнь маленькой школы
В Тарханах, где я прожил почти неделю, более всего меня поразила школа. Не компьютерами и интерактивными досками, а своими образовательными идеями.
Пока в Москве спорили, каким быть отечественному образованию, здесь уже многие годы выстраивалась стройная система приобщения учеников к творчеству Лермонтова. Не для того, чтобы научить их декламировать стихи и главы из «Героя нашего времени». Цель была иной – развить творческие способности, превратить ученика из обучаемой в познающую личность.
Важно, чтобы каждый выпускник школы стал разносторонне одарённым, осознал себя связующим звеном между прошлым и будущим родного края, почувствовал гордость и одновременно высокую ответственность за то, что он является частицей этого удивительного уголка России – Тархан. Так формулирует задачу школы её нынешний директор Виктория Николаевна Сорокина. А так объясняла мне суть этой работы её предшественница Татьяна Ивановна Телятникова:
– Мы хотим, чтобы школа была лермонтовской не по вывеске, а по сути.
Вот, скажем, идёт урок труда. Учитель знакомит детей с абашевской игрушкой – пензенским вариантом дымковской игрушки, – объясняет, как её раскрашивают, чем краски отличаются, почему эта разница сложилась. А в это время приглашённый учителем сотрудник Музея «Тарханы» рассказывает о том, что маленький Лермонтов тоже любил лепить животных из крашеного воска. И показывает: вот он, воск, попробуйте. Дети лепят. «А Лермонтов эти фигурки украшал ещё стеклярусом, потом придумывал пьесы и устраивал на столе целые скульптурные баталии. Ваши игрушки тоже могут оживать». После этого девочки из хореографической секции в костюмах абашевских игрушек исполняют народный танец, а мальчики на свистульках подыгрывают. Получается одновременно и урок труда, и знакомство с русской культурой.
С пятого по восьмой класс уже иная – географическая – тема. В пятом – Тарханы, шестом – Москва, седьмом – Петербург, восьмом – Кавказ. Периоды жизни Лермонтова изучаются как бы по кусочкам. Главная задача – повернуть детей душой к Лермонтову, научить понимать его личность.
Скажем, пятиклассники. Сводили их в музей, в дубовую рощу, в парки, рассказали, как тарханская природа отражена в произведениях Лермонтова, насколько глубоко он её любил. А потом – сочинение: «Мой любимый уголок природы». И они пишут, может быть, совсем не о лермонтовской жёлтой ниве, не о чете белеющих берёз, а о своей любимой рябинке, уголочке сада у дома. Но ведь только тогда, когда человек научится любить то, что его окружает, можно будет с ним говорить и о любви к Родине.
В 9-м классе – Лермонтов и Кавказ. Эта тема была особенно актуальна во время первой и второй чеченских кампаний. Просто напрашивалось сравнение. Дети готовили информацию о том, как развиваются события в Чечне, как оцениваются они журналистами, политиками, общественными деятелями. Тут важно было подвести к тому, что Лермонтов, как человек, был против войны, но, как офицер, дававший присягу, он выполнял свой долг.
В лермонтовском клубе «Истоки» есть литературная, драматическая секции, где дети пробуют свои актёрские и режиссёрские способности, пишут сценарии, поют романсы, расписывают по дереву, вышивают владимирской гладью.
Что это всё даёт детям?
Во-первых, они учатся искать знания. Ценить в себе личность, а не гнаться за престижными вузами. Скажем, две девочки, одна из них медалистка, пошли в училище на отделение прикладного искусства. Золотой медалист Михаил Гришнин поступил в военное училище. При этом он прекрасно играл на фортепьяно, пел романсы на русском и французском языках, был лучшим актёром в школьной театральной студии.
Рассказали мне и такую историю. У одного мальчика тяжело заболела мама, а денег не было даже на обследование. Так дети собрали, кто сколько может. Сами, без подсказки. Учителя узнали об этом только от главы сельской администрации, которого дети упросили доставить деньги по назначению.
А ведь это тоже урок Лермонтова.
В 2000 году в областном конкурсе образовательных инициатив школа заняла второе место. С декабря 2004 года она является площадкой социокультурного центра. Через год на её базе был создан инновационный центр «Школа – этнокультурный центр». Опыт работы этого учебного заведения высоко оценён на первом Международном конгрессе учителей в Москве.
И все эти победы и признания не были, повторяю, самоцелью. Целью был ребёнок, из которого следовало слепить личность, используя для этого примеры знаменитых земляков, и в первую очередь – Лермонтова.
село Лермонтово, Пензенская область