В начале июля путепровод на 24-м километре Ленинградского шоссе стал знаменит на всю страну. Пробки, возникшие после того, как четыре полосы из шести были перекрыты в связи со срочным противоаварийным ремонтом, стали причиной немалой шумихи в столице и быстро вышли на федеральный уровень: сам премьер-министр поручил подчинённым разобраться с ситуацией в сотрудничестве с московскими властями. Хочется надеяться, что так оно и будет, ведь вся эта история с мостом чрезвычайно типична для Московского региона. Причём задача федералов в этом случае – не «разрулить» данную конкретную пробку, а разглядеть истинные, системные причины возникновения ситуации. На 24-м километре Ленинградки как в зеркале отражается специфика дорожно-транспортных проблем так называемого ближнего Подмосковья – здесь и транспортный транзит, и железная дорога, и дорога в крупнейший аэропорт, и отношения Москвы и области.
Некоторые скептически настроенные специалисты давно указывают на то, что сколько бы ни старались московские власти модернизировать инфраструктуру дорог в городе, разработав высококлассную целевую программу, реконструируя Ленинградку и Звенигородку, строя ТТК и ЧТК, – всё это будет иметь не такой уж заметный эффект, потому что регион-сосед – Московская область – не идёт навстречу. Без симметричных действий хотя бы на основных вылетных трассах успеха в этом вопросе не добиться, время, сэкономленное в пути по городу, будет потрачено на областные пробки. Это касается не только пресловутой Ленинградки, такие же проблемы есть, к примеру, на Ярославском или Можайском шоссе, где восемь московских полос уходят в узкое подмосковное «горлышко».
Когда на упомянутом путепроводе начался ремонт, многие задались справедливым вопросом: а при чём здесь вообще Москва? 24-й километр от МКАД – это областная земля, а трасса, на которой он расположен, и вовсе федеральная. Московские налогоплательщики вправе задать этот вопрос: почему ремонт в области оплачивается из городского бюджета? Ведь и в самом городе эти деньги есть куда потратить. Почему ситуацией не занимается Минтранс, почему безмолвствуют областные власти? Впрочем, последние знают выход из положения, его недавно изложил журналистам сам губернатор Громов. «Я летаю на вертолёте, вам тоже надо покупать вертолёты вместо машин – дороги не нужны», – заявил губернатор.
Построенный полвека назад путепровод имел множество хозяев – и ни одного полноценного. В ведение Москвы этот участок трассы попал в 90-е годы, когда нужно было срочно наводить порядок на подъездных путях к «воздушным воротам столицы» Шереметьево. Это означало, что город в лице подведомственного столичному правительству ГУП «Гормост» взял на себя уборку и внешний вид территории, но никак не капитальный ремонт, который не проводился там никогда.
Два года назад областные власти изъявили желание забрать этот участок Ленинградки себе, столичные чиновники подготовили все документы, а Федеральная регистрационная служба вывела объект из реестра собственности города, но в последний момент область пошла на попятную, отказавшись от своего намерения. Их смутила необходимость проведения капремонта. Москва тогда предлагала отремонтировать мост совместными усилиями, но переговоры так ни к чему и не привели.
Сам мост в 60-е гг. строили наспех к очередному празднику, подмешивая соляной раствор к цементу. Даже для своего времени, при тогдашнем технологическом уровне и трафике, конструкция моста считалась не самой удачной – ещё одной особенностью моста является то, что он построен «впритык» к железнодорожным путям, проектировщики не оставили места для монтажа ремонтных конструкций. Современный транспортный поток для него стал чрезмерной нагрузкой.
Специалисты ГУП «Гормост» считают, что сооружение ветшало столь стремительно именно из-за резко увеличившихся за последние годы транспортных нагрузок: здесь сказались и возросший в связи с увеличением пропускной способности аэропорта «Шереметьево» поток автомобилей, и запуск скоростных железнодорожных экспрессов «Сапсан», и появление за МКАД крупных торговых центров. Да и соляная «добавка» для скорости сделала своё дело – раствор разъел металлоконструкции, что привело к разрушению бетонных опор, плиты стали проседать, многие водители успели заметить небольшие провалы полотна на трассе.
Вибрация снизу и нагрузка сверху, некачественное исполнение и отсутствие ремонта привели к предсказуемому результату – мост был срочно поставлен на антиаварийный ремонт. Немногие знают, что в конце июня Ространснадзор и прокуратура вынесли предписания вообще «отвести движение» с путепровода «во избежание техногенной катастрофы». То есть согласно этим документам ГУП «Гормост» имел все основания перекрыть движение, дабы не брать на себя ответственность за возможные жертвы. Но все понимали, что движение на этом участке фактически не имеет альтернатив для водителей, поэтому были проведены дополнительные исследования. Эксперты заверили: сужение до двух полос какое-то время позволит эксплуатировать мост без риска. Это подтвердили и датчики, которые установили на путепроводе с начала ремонта.
Некоторые автомобилисты в первую неделю негодовали: перекрыли, а работы не ведутся! Оказалось, что ремонтники строго ограничены «окнами», выделенными РЖД на работу. За 4 ночных часа в сутки им приходится монтировать оборудование, «быстро работать» и размонтировать его, чтобы пропустить поезда. Сами работы в основном ведутся под мостом, где за три дня сняли около 700 кг осыпавшейся штукатурки.
После того как рабочие поставили дополнительный крепёж рядом с главной опорой, треснувшей пополам, появилась возможность пустить движение по четырём полосам из шести. После этого движение по областной Ленинградке заметно облегчилось. Положительный эффект даёт и запрет въезда большегрузов в связи с ремонтом. Теперь, когда они едут по областной бетонке, стал нагляден эффект от давно предлагавшейся городом меры по ограничению движения.
Что ж, страшнейшей техногенной катастрофы мы, кажется, счастливо избежали, власти Москвы выделили 140 млн. рублей на ремонт, который будет завершён к 1 ноября. Но это не решит всех проблем даже на этом участке, антиаварийные меры продлят жизнь моста на пять лет, после истечения которых он будет нуждаться в замене. Да и сам участок трассы давно напрашивается на реконструкцию, ремонт показал всю безальтернативность движения, из-за чего в первую неделю многие опоздали на самолёты, надолго задержавшись в пробке. В ситуации, когда власти области дали понять, что ей дороги «не нужны», хочется верить, что они всё-таки нужны федеральным ведомствам, которым стоит задуматься над более эффективным распределением государственного дорожного бюджета. Проблема назрела в рамках всей страны, ведь, несмотря на то что средства как бы выделяются, новых дорог у нас за последние 15 лет строят всё меньше и меньше. Так что чиновникам, которым поручено вникнуть в ситуацию на Ленинградке, стоит поразмыслить о жизнеспособности самой существующей системы дорожного строительства и финансирования. Неужели для этого нужно было бы, чтобы мост упал на пути?