Самуил Лурье. Железный бульвар. – СПб.: Пальмира, 2023. – 447 с.
Переиздан сборник Самуила Лурье «Железный бульвар».
Для тех, кто знает, любит и помнит автора, этих шести слов, собственно, было бы достаточно. Так что весь нижеследующий текст – попытка рассказать по большей части молодым, наверное, людям, что в Петербурге жил и работал тончайший, удивительный – тут ни один эпитет в превосходной степени не будет достаточным – литератор Самуил Аронович Лурье (1942–2015), лучше всех писавший о писателях и словесности. Тексты его, среди героев которых Пушкин и Лев Толстой, Зощенко и Мандельштам, Достоевский и Бродский, Корней и Лидия Чуковские, а также их персонажи и читатели, составили полтора десятка сборников: «Толкование судьбы», «Разговоры в пользу мёртвых», «Такой способ понимать», «Успехи ясновидения» и т.д.
В журнале «Звезда» произведения Самуила Лурье печатались в авторской рубрике «Уроки изящной словесности». Подробно, наглядно, тонко Самуил Лурье разбирал классические произведения, а сами его шедевры – образцы жанра, по которым можно и нужно учиться писать.
Самуил Аронович был виртуоз коротких текстов, умевший станцевать сложнейшую партию, сочинённую им для себя же, буквально в нескольких абзацах, как видим, рассказать про жизнь и судьбу. Оставил он после себя и две вещи в несколько сот страниц (наверное, можно назвать их романами, притом что рассказывают они о людях реальных): «Литератор Писарев» и «Изломанный аршин», и история создания и публикации их не менее драматична, нежели то, что в них написано.
Книга «Железный бульвар» состоит из пяти частей, отчасти дублирующих друг друга: разборы классических произведений; портреты и эпитафии; юбилейные статьи... Много эссе (сам автор слово это любил не особо) о Петербурге – целый раздел. Хорошо бы, кстати, собрать и издать книгу текстов С.А. Лурье о том, что «Петербург невелик и со всех сторон окружён Ленинградом», и вручать всем выпускникам школ города (пробормотал Манилов).
Есть здесь и публицистика начала двухтысячных, колонки из несуществующих уже газет «Дело» и «Невское время». Многие реалии, конечно, уже требуют пространного реального комментария, которого здесь нет, но температура слога и афористичность формулировок таковы, что заметки эти на злобу того дня и сейчас, спустя двадцать лет, читаешь с интересом неослабевающим…
Жаль, конечно, сборник «Железный бульвар», выпущенный в 2012 году к юбилею автора и оказавшийся чем-то вроде the best of, воспроизведён буквально – ни предисловия, ни послесловия. Всё же, если вы покупаете такую книгу в подарок «юноше, обдумывающему житьё», хорошо бы, чтоб он понимал, что за автор перед ним, как он жил, что написал, откуда эти тексты и почему.
А так, конечно, сборник весьма репрезентативный. Для первого знакомства с текстами Самуила Лурье – самое то.
Сергей Князев