Казалось бы, белых пятен в истории самой страшной войны уже не осталось и всех героев мы знаем и помним, но это не совсем так. На слуху двадцать-тридцать имён, а ведь свершивших для спасения Родины невероятное было гораздо больше. Тлен забвения почти с тысячи бойцов снимает выпущенная Российским военно-историческим обществом книга «Война. Герои и подвиги. 1941–1945».
Накануне Дня героев Отечества, который празднуется в России 9 декабря, в книжном клубе «Достоевский» состоялась презентация книги. Представлял её автор проекта – помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Материалы для издания, рассказал он, готовились восемь лет, пять лет ушло на работу непосредственно с текстом. Изучались и сличались гражданские и военные архивные документы, наградные листы, пресса того времени, воспоминания ветеранов. В результате получилась сугубо документальная, но в то же время захватывающая история Великой Отечественной войны.
Книга сформирована как календарь. 1941 год: июнь, июль, август... 1945 год: январь, февраль, март... Открыв её, например, на дате 26 июня, можно узнать, что в этот день в 1941 году советские лётчики направили свой горящий бомбардировщик на скопление немецкой техники. В вышедшей 10 июля того же года статье в газете «Правда» указывалось одно имя – Гастелло, оно и было использовано для пропаганды и стало нарицательным, а ведь в экипаже было четыре человека. Никто из них не выпрыгнул с парашютом, значит, решение пойти на таран принималось коллегиально, и все достойны войти в пантеон героев.
Совершил подвиг, но так и не получил «Золотой Звезды» лётчик гражданской авиации, вывезший с оккупированной территории 90 детей Полоцкого детдома. Во время последнего, девятого полёта его самолёт попал под прицельный огонь вражеских зениток и загорелся. Александр Мамкин мог бы набрать высоту и сброситься с парашютом, но он этого не сделал – на борту было десять детей, воспитательница и двое раненых партизан. Каким-то чудом Мамкину удалось посадить самолёт на берегу озера. Все пассажиры были спасены, а лётчик, получивший ожоги, несовместимые с жизнью, через шесть дней скончался в госпитале. Формально героем он так и не стал – гражданских лиц в те годы к такому званию не представляли. Но он, безусловно, герой, как и лётчик Дмитрий Кузнецов, также вывозивший на своём самолёте детей Полоцкого детдома, как и сотни, а то и тысячи других бойцов, о которых сегодня помнят лишь родные и военные историки.
История, как сказал Владимир Мединский, тесное место, многие герои так и остались безвестными. Книга РВИО частично восстанавливает справедливость. Тысяча имён – танкисты, снайперы, предшественники и последователи Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло – ожили на страницах исторического календаря. Читать его лучше всего всей семьёй, восполняя пробелы в знаниях и вспоминая близких.