Эту книгу наверняка с интересом прочтут люди, ещё не забывшие, что существует материалистическое понимание истории, в сокращении и просторечии именуемое «истматом». И с раздражением встретят её те, кто давно и упорно хоронит марксизм вместе с ненавистным им социализмом. Но хотелось бы, чтобы этот труд заметили, внимательно почитали и оценили по достоинству более молодые читатели, не ангажированные прошлыми симпатиями и антипатиями, желающие понять, что же произошло и происходит в стране и со страной по имени Россия. Хотя книга и философская, в ней внятно, без занудства и буквоедства, изложено миропонимание, позволяющее проникнуть в глубинные пласты переживаемой нами исторической реальности.
Оказывается, исторический материализм жив, как ни сбрасывали его с «корабля современности», и, как всё живое, со временем трансформируется, меняется, освобождаясь от обветшавших или опровергнутых самой жизнью наслоений и предрассудков. Одновременно подтверждая ценность, практическую значимость (познавательную прежде всего) своих принципов и постулатов. Истмат – не застывшая доктрина, а жизнеспособный метод раскрытия смысла и содержания исторических событий и процессов.
Профессор Юрий Константинович Плетников, можно сказать, заслуженный ветеран истмата, хорошо это показал и объяснил в десяти главах своей своевременно появившейся монографии. Ещё раз подтвердив справедливость старой истины: хотите понять мир и общество, в котором живёте, получить ответы на мучающие вас конкретные вопросы и проблемы, вооружитесь компасом общей теории, то есть подхода и взгляда, способных помочь эти ответы получить.
Сейчас, когда волны предвзятого отношения к марксизму стали ослабевать, «выдыхаться», а желание понять окружающий мир и себя в нём, напротив, усиливается и обостряется, потребность в таком компасе возрастает. Автор книги ничего в ней не сгущает и никого не заставляет «полюбить» марксизм и Маркса (который, кстати, на Западе, по международным опросам 2000–2005 годов, неизменно занимает первое место среди великих мыслителей второго тысячелетия). Плетников предлагает спокойно и взвешенно оценить аналитическую и прогностическую силу марксистского понимания диалектики общественного бытия и общественного сознания, природы социальных отношений, формационного и цивилизационного «членения» исторического процесса, а также близкой мне проблематики общественного производства в целом, духовного производства – в частности и в особенности.
Думаю, читателю интересно будет вдуматься в авторское понимание взаимоотношений капитализма и социализма как идей и типов жизнеустройства. Автор не скрывает своих просоциалистических симпатий и воззрений. Значит, с ним можно и поспорить по многим животрепещущим вопросам, которые отечественная социально-философская и социологическая мысль старательно обходит, не затрагивает.
Скажем, мы явно застряли на гайдаровско-ясинских характеристиках причин и поводов, приведших к развалу и гибели СССР, природы и сущности «советского социализма и цивилизации», наконец, в оценках того странного гибрида, который появился взамен и именует себя «капитализмом». Автор прав, считая одной из важнейших причин распада Советского Союза «идейный застой» и предательское поведение «элитной интеллигенции». Но не видно, чтобы за эти двадцать лет расцвела наша идейная мысль, а нынешняя элита стала мозгом и совестью нации.
Верно замечено, что народовластие хитроумно подменено «властью для народа», но в тени общественного мнения остаётся вековечная проблема природы российской власти, её взаимоотношений с обществом. Многие темы и вопросы могут стать предметом диалога по прочтении данной книги. В чём я вижу её важное достоинство.
, доктор философских наук, профессор