Если и дальше строить города так же, то психиатрических больниц нужно строить в десятки раз больше
Процессы урбанизации почти исключили возможность наслаждаться окружающей действительностью, человек получил гомогенную и агрессивную среду, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число социальных проблем.
К созданию противоестественной визуальной среды привели революционные подходы в решении градостроительных вопросов, ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами, быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов, быстрый рост строительной индустрии с её автоматизированными линиями по производству одинаковых строительных материалов, отторжение человека от естественной природы...
Если бы архитекторы в своей работе руководствовались законами зрительного восприятия, то таких крупных просчётов в формировании городской визуальной среды можно было бы избежать.
Глаз сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счёт быстрых движений – саккад.
Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. В преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады, – вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе. Иными словами, после саккады глаз должен за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается, и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же их остаётся прежним. Через 2–3 секунды глаз ещё раз сканирует окружающую среду несколькими саккадами и вновь останавливается на какой-либо детали, минимизируя амплитуду саккад.
Первые саккады имеют случайную ориентацию. Позже, после нескольких саккад, внимание человека может привлечь некая доминанта – шпиль здания, боковые выступы, колонны и т.п. Обежав первый раз эти элементы, глаз может вернуться к ним. Если здание красиво, эта красота остаётся в сознании.
Так что видеоэкология базируется не на субъективных моментах, а на закономерностях зрительного восприятия.
Наиболее неприятно для горожан агрессивное видимое поле. Это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов – многоэтажные здания с большим числом окон, навесные вертикальные русты, панели домов, облицованные стеклянной «ириской», стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом, двери, обитые «вагонкой», а также всевозможные решётки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий, шифер и т.п. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое.
В агрессивной среде не могут полноценно работать основные механизмы зрения. Так что декор зданий – это не «архитектурные излишества», о чём так много говорилось. Это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз. Так же, как в воздухе должно содержаться достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточное число разных элементов.
Изобилие одних и тех же элементов в видимой среде – окон на стене большого дома, кафельных плиток или реек – можно сказать, «вырубает» полностью такой мощный сенсорный канал, каким является зрительный анализатор. В результате глаз горожанина просто «не знает», какой конкретно элемент он фиксирует. Ничего подобного не бывает в естественной среде.
В последнее время во всех крупных городах увеличилось число психических заболеваний. Специалисты назвали это заболевание «синдромом большого города», который нередко проявляется в агрессивности человека. Противоестественная видимая среда вносит свой вклад в рост числа психических заболеваний. В процессе зрительного восприятия глаза после саккады нередко останавливаются на декоративных элементах, имеющих функциональное значение. Однако у нас сложился исполненный аскетизма стиль «интернациональной архитектуры». Нефункциональность украшений однозначно считалась аксиомой.
В нашей стране соответствующее постановление ЦК КПСС («Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», 1955 г.) уже в командном порядке запрещало использование декоративных элементов. На самом деле это не излишества, а предусмотренные природой зрительного восприятия функциональные элементы, необходимые для полноценной работы глаза.
Архитектура – это долговечный, дорогостоящий и материалоёмкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз, положительно воздействовать на человека, который находится под их влиянием всю жизнь. И, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.
Архитектура воздействует на человека постоянно и большей частью подсознательно. Город является живым организмом, и, как любой другой организм, он постоянно обновляется. Принцип формирования города с позиций комфортной визуальной среды мог бы стать той «идеей города», которая объединила бы всех его жителей. Всё, что проектируется для человека, должно удовлетворять, по меньшей мере не разрушать его зрение.
Разнообразие архитектурных деталей – объективная основа красоты возводимого объекта. Совершенно очевидно, что только из прямых углов и прямых линий, которые глаз «не любит» и которые преобладают в современной архитектуре, невозможно создать красивый объект и уж, конечно, сложно создать комфортную визуальную среду города. Скорее, это будет зрительная какофония.
Человек тысячи лет жил в естественной видимой среде, в единении, гармонии с природой. И вот теперь он оказался в совершенно необычном окружении – в каменно-асфальтовых джунглях.
Возьмём, к примеру, Новодевичий монастырь, на территории которого человек чувствует себя комфортно, хотя по состоянию воздуха, воды, а также по уровню шума и радиации данная территория ничем не отличается от остальной части Москвы. Замените мысленно монастырские храмы на современные «коробки», и вы почувствуете весь ужас современного города и поймёте основную проблему архитектуры, которая базируется на удовлетворении физиологических потребностей и не учитывает законы зрительного восприятия и эстетических норм.
, доктор биологических наук