Наконец-то на Первом канале завершилась 24-серийная телесага «И всё-таки я люблю».
В успехе первых серий «виноваты», конечно, артисты, среди которых известные с 70-х годов и даже ранее Вера Алентова, Раиса Рязанова, Лев Прыгунов, Михаил Жигалов, а также юные Татьяна Арнтгольц, Светлана Иванова, звёзды ситкомов ТНТ Анна Ардова, Георгий Дронов и многие другие (у нас в стране хорошие актёры). Поначалу радовала добротностью режиссура (Сергей Гинзбург) и операторская работа (Эмиль Киреев), но более всего привлекла тема. Ностальгия по 70-м, по юности многих из нас, по тому хорошему, что было в СССР, по тем человеческим отношениям, когда в чести были благородство и бескорыстие, а главной достопримечательностью московских квартир были библиотеки, когда читались хорошие книги, снималась замечательные фильмы, такие, например, как «Москва слезам не верит»… Переклички с «Москвой» Владимира Меньшова тоже привлекли зрителей, но какие могут быть сравнения?
Вначале было слово, об этом часто забывают, когда говорят о кино, плохой режиссёр может испортить хороший сценарий, но что делать, когда сценарий плох?.. Татьяна Арцеулова и Анна Суворова, конечно, не Валентин Черных и напридумывали такого по мотивам книги Елены Харьковой (ох уж эти мотивы!), что впору говорить не о том, что маленькая ложь рождает большую, а о том, что здесь всё строится на лжи.
Не мог в 70-е годы крупный функционер вести себя так, как в фильме партийный бонза в исполнении замечательного Геннадия Сайфулина. Спросите у любого бывшего партийного работника или диссидента. Тогда был такой страх и вымуштрованность аппарата, что публичное свинство с пьяным ползанием под столом и лапанием невесты было невозможно – тотчас погнали бы с работы – это сейчас нувориши гуляют как хотят, а тогда боялись, пардон, партийного контроля. Эта сценарная ложь на свадьбе главных персонажей родила ложь и в поведении Ромео с Джульеттой (так своих героев называл в интервью режиссёр). Не мог влюблённый Ромео, преодолевший тотальное сопротивление родителей и настоявший на браке с лимитчицей Джульеттой, вдруг бросить невесту перед первой брачной ночью и холуйски спешить с делегацией родственников в больницу, чтобы вымаливать прощения у похмельного мерзавца-функционера.
Ещё один абсолютно фальшивый «ключевой момент». Вера, героиня сериала, наконец находит своё счастье, живёт с хорошим детолюбивым мужчиной. А потом зрителям становится понятно, что он… вор (явно сценаристы смотрели одноимённый фильм), он использует её в качестве продавщицы ворованных вещей (что они ворованные, она не знает). Но вот нагрянула милиция, несчастную героиню вяжут, жестокие милиционеры, как полицаи, отрывают ребёнка от матери, девочка кричит: «Мама, мама!», мама получает более пяти лет (и в лагере туберкулёз). Все рыдают. Да, конечно, в 70-е было много несправедливости, но чтобы народный суд дал пять лет бедной, полуграмотной, наивной матери-одиночке, которая не Солженицына продавала, а всего-навсего сапоги?.. Не морочьте голову, по первости в худшем случае обошлось бы годом условно. Не было тогда равнодушия и жестокости нынешних степеней, и народу в лагерях сидело гораздо меньше, чем сейчас, да и милиция было другой.
Приключения юной Марго в последних сериях шокируют ещё больше. Под давлением коварного возлюбленного (а точнее, сценаристок) честная, гордая девушка с прямой спиной и лебединой шеей становится довольно удачливой мошенницей, а после провала одной из афер бандит Леший (по совместительству режиссёр фильма Гинзбург) назначает её «мамкой» в бордель (бордель в фильме какой-то образцово-показательный, видно, что создателям он очень нравится). Марго добросовестно налаживает работу борделя, сострадает куртизанкам, которые, впрочем, довольны своей жизнью, но одна из них интригует, так как сама хотела занять высокий пост «мамки». В результате конфликта в борделе происходит кровавая драма, соперницы «разбираются» посредством русской рулетки(!), и разлетается череп одной из них на манер того, как это происходило в «Охотнике на оленей» и «Жмурках». Ну бабы!.. Ну врут (я имею в виду сценаристов).
Но самое главное, разочаровывающее, что отличает сериал, в нём практически нет положительных героев (заметим, в упомянутой «Москве» нет отрицательных), здесь же все мерзавцы, сволочи, бандиты или алкоголики… Подло ведут себя сожители Веры (их убедительно играют Сергей Угрюмов и Алексей Панин), сам герой (Антон Хабаров), его жена (Анастасия Макеева), тесть, дочь, друзья, родители. Правда, Анна Брониславовна после того, как ей приводят внучку, прозревает, кается, и за тем, как налаживаются их отношения, было очень интересно следить. Но хорошие люди создателям сериала не нужны, они безжалостно бросают героиню Алентовой под машину, предварительно избавившись от доброй домработницы Глаши. Появился в сериале влюблённый, романтичный антиквар Коган (Артур Оффенгейм), так и его создатели поспешили пристрелить. «Свет в окошке», милый, добрый Женя (Шамиль Хаматов, брат известной актрисы) в роли честного, любящего работника прокуратуры героически (к сожалению, недостаточно убедительно) сражается со свинцовыми мерзостями жизни. Но к финалу наворочено столько грязи и вранья, что в его победу и счастливый конец не веришь.
У человека, не жившего в СССР в 70-е, 80-е годы, после просмотра сериала должно сложиться впечатление, что у нас не только беспробудно ужасная страна, но и народ мерзкий, инфантильный, вороватый, подлый. Этого добивались продюсеры? Хорошо, что по мере движения саги в телепрокате её рейтинг падал, это свидетельствует о том, что телеаудитория наша не окончательно оманкуртилась.
Александр КОНДРАШОВ