Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Утраченные аллюзии

01 января 2007

ТЕЛЕИСТОРИЯ

Наконец-то на Первом канале завершилась 24-серийная телесага «И всё-таки я люблю».
В успехе первых серий «виноваты», конечно, артисты, среди которых известные с 70-х годов и даже ранее Вера Алентова, Раиса Рязанова, Лев Прыгунов, Михаил Жигалов, а также юные Татьяна Арнтгольц, Светлана Иванова, звёзды ситкомов ТНТ Анна Ардова, Георгий Дронов и многие другие (у нас в стране хорошие актёры). Поначалу радовала добротностью режиссура (Сергей Гинзбург) и операторская работа (Эмиль Киреев), но более всего привлекла тема. Ностальгия по 70-м, по юности многих из нас, по тому хорошему, что было в СССР, по тем человеческим отношениям, когда в чести были благородство и бескорыстие, а главной достопримечательностью московских квартир были библиотеки, когда читались хорошие книги, снималась замечательные фильмы, такие, например, как «Москва слезам не верит»… Переклички с «Москвой» Владимира Меньшова тоже привлекли зрителей, но какие могут быть сравнения? 

Вначале было слово, об этом часто забывают, когда говорят о кино, плохой режиссёр может испортить хороший сценарий, но что делать, когда сценарий плох?.. Татьяна Арцеулова и Анна Суворова, конечно, не Валентин Черных и напридумывали такого по мотивам книги Елены Харьковой (ох уж эти мотивы!), что впору говорить не о том, что маленькая ложь рождает большую, а о том, что здесь всё строится на лжи. 

Не мог в 70-е годы крупный функционер вести себя так, как в фильме партийный бонза в исполнении замечательного Геннадия Сайфулина. Спросите у любого бывшего партийного работника или диссидента. Тогда был такой страх и вымуштрованность аппарата, что публичное свинство с пьяным ползанием под столом и лапанием невесты было невозможно – тотчас погнали бы с работы – это сейчас нувориши гуляют как хотят, а тогда боялись, пардон, партийного контроля. Эта сценарная ложь на свадьбе главных персонажей родила ложь и в поведении Ромео с Джульеттой (так своих героев называл в интервью режиссёр). Не мог влюблённый Ромео, преодолевший тотальное сопротивление родителей и настоявший на браке с лимитчицей Джульеттой, вдруг бросить невесту перед первой брачной ночью и холуйски спешить с делегацией родственников в больницу, чтобы вымаливать прощения у похмельного мерзавца-функционера. 

Ещё один абсолютно фальшивый «ключевой момент». Вера, героиня сериала, наконец находит своё счастье, живёт с хорошим детолюбивым мужчиной. А потом зрителям становится понятно, что он… вор (явно сценаристы смотрели одноимённый фильм), он использует её в качестве продавщицы ворованных вещей (что они ворованные, она не знает). Но вот нагрянула милиция, несчастную героиню вяжут, жестокие милиционеры, как полицаи, отрывают ребёнка от матери, девочка кричит: «Мама, мама!», мама получает более пяти лет (и в лагере туберкулёз). Все рыдают. Да, конечно, в 70-е было много несправедливости, но чтобы народный суд дал пять лет бедной, полуграмотной, наивной матери-одиночке, которая не Солженицына продавала, а всего-навсего сапоги?.. Не морочьте голову, по первости в худшем случае обошлось бы годом условно. Не было тогда равнодушия и жестокости нынешних степеней, и народу в лагерях сидело гораздо меньше, чем сейчас, да и милиция было другой. 

Приключения юной Марго в последних сериях шокируют ещё больше. Под давлением коварного возлюбленного (а точнее, сценаристок) честная, гордая девушка с прямой спиной и лебединой шеей становится довольно удачливой мошенницей, а после провала одной из афер бандит Леший (по совместительству режиссёр фильма Гинзбург) назначает её «мамкой» в бордель (бордель в фильме какой-то образцово-показательный, видно, что создателям он очень нравится). Марго добросовестно налаживает работу борделя, сострадает куртизанкам, которые, впрочем, довольны своей жизнью, но одна из них интригует, так как сама хотела занять высокий пост «мамки». В результате конфликта в борделе происходит кровавая драма, соперницы «разбираются» посредством русской рулетки(!), и разлетается череп одной из них на манер того, как это происходило в «Охотнике на оленей» и «Жмурках». Ну бабы!.. Ну врут (я имею в виду сценаристов). 

Но самое главное, разочаровывающее, что отличает сериал, в нём практически нет положительных героев (заметим, в упомянутой «Москве» нет отрицательных), здесь же все мерзавцы, сволочи, бандиты или алкоголики… Подло ведут себя сожители Веры (их убедительно играют Сергей Угрюмов и Алексей Панин), сам герой (Антон Хабаров), его жена (Анастасия Макеева), тесть, дочь, друзья, родители. Правда, Анна Брониславовна после того, как ей приводят внучку, прозревает, кается, и за тем, как налаживаются их отношения, было очень интересно следить. Но хорошие люди создателям сериала не нужны, они безжалостно бросают героиню Алентовой под машину, предварительно избавившись от доброй домработницы Глаши. Появился в сериале влюблённый, романтичный антиквар Коган (Артур Оффенгейм), так и его создатели поспешили пристрелить. «Свет в окошке», милый, добрый Женя (Шамиль Хаматов, брат известной актрисы) в роли честного, любящего работника прокуратуры героически (к сожалению, недостаточно убедительно) сражается со свинцовыми мерзостями жизни. Но к финалу наворочено столько грязи и вранья, что в его победу и счастливый конец не веришь. 

У человека, не жившего в СССР в 70-е, 80-е годы, после просмотра сериала должно сложиться впечатление, что у нас не только беспробудно ужасная страна, но и народ мерзкий, инфантильный, вороватый, подлый. Этого добивались продюсеры? Хорошо, что по мере движения саги в телепрокате её рейтинг падал, это свидетельствует о том, что телеаудитория наша не окончательно оманкуртилась.

Александр КОНДРАШОВ 

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS