Народный фронт. Феерия с результатом любви. – М.: Время, 2011. – 112 с. – Серия «Самое время». – 10 000 экз.
Бойкость пера и прыткость ума – качества журналистские. Правда, не теряющий и с появлением Интернета актуальности слоган времён первой русской революции – «утром в газете – вечером в куплете» – эти качества оценивает иронически. Когда по такому принципу создаются художественные произведения, ироническая усмешка превращается в язвительную. Особенно если произведение создано писателем, претендующим на звание «властителя дум». Хотя какие уж нынче властители!
Алексей Толстой написал «Русский характер» в 44-м году. Заметьте: не в 41-м, когда немцы стояли под Москвой. Писатель дал себе время на осмысление подвига и трагедии и выбрал так называемую сказовую форму: «Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни». Тёзка классика Алексей Слаповский явил миру сочинение «Народный фронт», когда ещё не все политологи разобрались что к чему с одноимённой глобальной затеей. Скорее всего, была у сочинителя некая домашняя заготовка. А тут и случай кстати подвернулся.
Сочинение Слаповского снабжено таинственным подзаголовком: «Феерия с результатом любви». Над этим синтаксическим нонсенсом можно сидеть годы, как Перельман над теоремой Пуанкаре, но ни до чего не досидишься. Утешает только, что за рекордно короткий срок даже такой мастер размазывать сюжетную кашу по письменному столу, как Слаповский, высидел тоненькую, страниц на сто, брошюру. Даже, можно сказать, буклет. Издан он тиражом 10 000 экземпляров. Дальновидный издательский ход! Если в каждом отделении ОНФ хотя бы один член, соблазнившись названием, из любопытства купит книжицу, то ещё и допечатывать придётся.
Содержание брошюры вкратце таково. Действие разворачивается в «дурке». Коллективу врачей приходит сверху указание создать в лечебном учреждении отделение этого самого фронта. Но коллектив маленький, человеко-единиц не хватает. Пациент Лунёв, одержимый сверхценными идеями, решает создать альтернативное отделение организации, так сказать, снизу. То есть «настоящий», а не липовый «Народный фронт». Методом сложного шизоидного манипулирования он обрабатывает своих сопалатников, и каждый из психов по своей причине соглашается стать бойцом. Этому сопутствуют интриги и каверзы сродни большой политике.
В конце выясняется, что главврач изначально и, разумеется, не спрашивая записал всех пациентов в организацию и разнарядку отослал куда надо. А псих Лунёв разочаровался в собственной идее и уверовал в идею молодого пациента с компьютерной зависимостью: оказывается, «Народный фронт» придумали и запустили в сеть блогеры, чтобы таким образом разоблачить издевательства власти над гражданами. «Смелые» аналогии и «острые» метафоры буквально роятся на тощих страничках буклета. Сумасшедшие – на самом деле самые нормальные граждане нашего общества. Врачи, символизирующие власть, сплошь садюги и придурки. Издеваются над больными (которые на самом деле символизируют здоровые силы), как хотят. Уколы делают и к койке привязывают. Как это всё свежо и неожиданно!
К тому же при чтении возникает своя сверхценная идея: если писатель, непременно присутствующий в шорт-листах всех отечественных литпремий, после «Палаты № 6» избирает сумасшедший дом метафорой общества, как у него обстоит дело с профпригодностью? Но на то и постмодернизм в литературе, чтоб критик не дремал. Рассказ Чехова с параноидальной хитростью упоминается в повествовании Слаповского, и враг обезоружен: вопрос снят сам собой.