Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 ноября 2020 г.
  4. № 45 (6760) (11.11.2020)
Литература Библиосфера

Уцелевшие осколки

10 ноября 2020

Адель Алексеева. Два романа: Прощай и будь любима. Маргарита: утраты и обретения. – М.: Родина, 2020. – 490 с. – 500 экз.

В новую книгу Адели Алексеевой вошли два романа, посвящённых судьбе женщины в контексте истории и эпохи.

В центре романа «Прощай и будь любима» жизнь нескольких поколений московской семьи. Мать Вероника Георгиевна – «из бывших», утончённая, образованная дама, вышедшая замуж за кагэбэшника. Её брак по расчёту стал платой за спасение единственного человека, которого она любила всю жизнь. Живущая воспоминаниями о юности, о Париже, о нравах ушедшей эпохи, она как будто не замечает совсем другой – советской – современности. Держит на даче коня, носит дома нарядные платья, обмахивается перламутровым веером и даёт дочери советы: «Если хочешь знать, самое главное – это флю-и-ды, невидимые токи, лучики, стрелы Амура… Ещё дам тебе хороший совет: девушка должна иметь поклонника, который старше её». Дома «мадам» властвует безраздельно, она может позволить себе изнеженный образ жизни, но, как и булгаковская Маргарита, не знает счастья. Его отняли революция и гражданская война, и единственный уцелевший осколок разбитой вдребезги прошлой жизни – прекрасная шкатулка, бережно хранимая в запирающемся ящике.

Образ этой вещицы проходит через весь роман. Адель Алексеева очень внимательна к деталям, она умеет оживлять их, наполняя особым смыслом. Вещи становятся выразителями человеческой трагедии.

Дочь Вероники Георгиевны, Валентина, столь непохожая на свою мать, тем не менее повторяет её судьбу. Жернова ХХ века перемалывают и её жизнь: во время венгерских событий 1956 года без вести пропадает её возлюбленный, направленный в Будапешт для подавления бунта. Как и матери, Валентине не удаётся выстроить счастье на обломках потерянной любви…

Кроме двух ключевых женских образов в романе присутствует целая галерея интереснейших персонажей, и извилистые тропинки их жизней то и дело пересекаются, звучат в унисон их голоса. Передать эту полифонию помогает мозаичность: произведение сложено из множества маленьких эпизодов, зарисовок, воспоминаний, выделенных в тексте в отдельные подглавки.

Этот роман призван напомнить читателю, что история – не сухие страницы учебника, а живое трепетное полотно, сотканное из человеческих судеб.

Сюжетная канва второго произведения – «Маргарита. Утраты и обретения» – отчасти напоминает «Прощай и будь любима»: утраченная любовь, неудачный брак, несчастья и болезни. Но изменились декорации: русская провинция, сельская школа, общество художников… Параллельно с историей Маргариты разворачивается в тексте и история другой женщины – Екатерины Долгорукой, возлюбленной Александра II. Вставные новеллы, повествующие о её судьбе, дышат жизнью. С такой лёгкостью и естественностью писать о «делах давно минувших дней» можно только благодаря глубокой проработке материала. И это безусловная заслуга Адели Алексеевой.

Обращение к теме отношений императора и княгини Долгорукой позволяет ещё раз проиллюстрировать мысль о том, что жернова истории перемалывают людские жизни безжалостно, без разбора…

И всё же героев Адели Алексеевой трудно назвать беспомощными или слабыми. Сокрушительные удары судьбы они переносят с безупречным достоинством, и это вызывает искреннее уважение.

Тэги: Книжный ряд Мила Яковлева
Обсудить в группе Telegram

Мила Яковлева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS