Адель Алексеева. Два романа: Прощай и будь любима. Маргарита: утраты и обретения. – М.: Родина, 2020. – 490 с. – 500 экз.
В новую книгу Адели Алексеевой вошли два романа, посвящённых судьбе женщины в контексте истории и эпохи.
В центре романа «Прощай и будь любима» жизнь нескольких поколений московской семьи. Мать Вероника Георгиевна – «из бывших», утончённая, образованная дама, вышедшая замуж за кагэбэшника. Её брак по расчёту стал платой за спасение единственного человека, которого она любила всю жизнь. Живущая воспоминаниями о юности, о Париже, о нравах ушедшей эпохи, она как будто не замечает совсем другой – советской – современности. Держит на даче коня, носит дома нарядные платья, обмахивается перламутровым веером и даёт дочери советы: «Если хочешь знать, самое главное – это флю-и-ды, невидимые токи, лучики, стрелы Амура… Ещё дам тебе хороший совет: девушка должна иметь поклонника, который старше её». Дома «мадам» властвует безраздельно, она может позволить себе изнеженный образ жизни, но, как и булгаковская Маргарита, не знает счастья. Его отняли революция и гражданская война, и единственный уцелевший осколок разбитой вдребезги прошлой жизни – прекрасная шкатулка, бережно хранимая в запирающемся ящике.
Образ этой вещицы проходит через весь роман. Адель Алексеева очень внимательна к деталям, она умеет оживлять их, наполняя особым смыслом. Вещи становятся выразителями человеческой трагедии.
Дочь Вероники Георгиевны, Валентина, столь непохожая на свою мать, тем не менее повторяет её судьбу. Жернова ХХ века перемалывают и её жизнь: во время венгерских событий 1956 года без вести пропадает её возлюбленный, направленный в Будапешт для подавления бунта. Как и матери, Валентине не удаётся выстроить счастье на обломках потерянной любви…
Кроме двух ключевых женских образов в романе присутствует целая галерея интереснейших персонажей, и извилистые тропинки их жизней то и дело пересекаются, звучат в унисон их голоса. Передать эту полифонию помогает мозаичность: произведение сложено из множества маленьких эпизодов, зарисовок, воспоминаний, выделенных в тексте в отдельные подглавки.
Этот роман призван напомнить читателю, что история – не сухие страницы учебника, а живое трепетное полотно, сотканное из человеческих судеб.
Сюжетная канва второго произведения – «Маргарита. Утраты и обретения» – отчасти напоминает «Прощай и будь любима»: утраченная любовь, неудачный брак, несчастья и болезни. Но изменились декорации: русская провинция, сельская школа, общество художников… Параллельно с историей Маргариты разворачивается в тексте и история другой женщины – Екатерины Долгорукой, возлюбленной Александра II. Вставные новеллы, повествующие о её судьбе, дышат жизнью. С такой лёгкостью и естественностью писать о «делах давно минувших дней» можно только благодаря глубокой проработке материала. И это безусловная заслуга Адели Алексеевой.
Обращение к теме отношений императора и княгини Долгорукой позволяет ещё раз проиллюстрировать мысль о том, что жернова истории перемалывают людские жизни безжалостно, без разбора…
И всё же героев Адели Алексеевой трудно назвать беспомощными или слабыми. Сокрушительные удары судьбы они переносят с безупречным достоинством, и это вызывает искреннее уважение.