В одной из заблаговременно розданных московским журналистам программок-буклетов привозимых на гастроли спектаклей (мастерски, нужно сказать, исполненных не только с точки зрения полиграфии и визуального решения, но и по части идейно-содержательной) воспроизведена страничка из старой трудовой книжки. Заполненные от руки временная и должностная графы пункта 13 («Выполняемая работа с начала трудовой деятельности…») гласят: 10.XI.1948 – ученик декоративного цеха; 1950 – декоратор; 1954 – художник-декоратор; 1960 – художник-декоратор 2-й категории; наконец, 1963-й – и.о. главного художника. В графе же «Местонахождение учреждения» против всех этих аккуратно задокументированных этапов большого пути значится лишь одна запись – Киевский государственный ордена Трудового Красного Знамени русский драматический театр им. Леси Украинки.
Первые два десятилетия своей необычайно плодотворной творческой деятельности выдающийся сценограф отечественного, да и мирового масштаба Давид Боровский провёл в Киеве. Здесь постигал азы профессии и особого, только ему свойственного, чувства сценического пространства, здесь оформил свою первую самостоятельную постановку… Судьбе было угодно, чтобы и последняя его работа на драматических подмостках увидела свет рампы именно в альма-матер – премьера спектакля Театра Леси Украинки «Дон Кихот. 1938 год» состоялась уже после смерти Мастера, случившейся два года назад, неожиданно для всех, в далёкой Боготе. Кстати, сама его идея, решение объединить в рамках одного представления пьесу Михаила Булгакова по роману Сервантеса и хроникально-документальные свидетельства одного года из жизни её автора также принадлежит Боровскому.
Живя и работая в Москве, ставя по всему миру, он никогда не терял творческой и живой человеческой связи с первым своим Домом. «Театр Леси Украинки – это моё всё», – говорил художник. И слова эти стали названием мемориальной выставки, которая откроется в фойе Малого театра в день начала гастролей 12 апреля. В нынешний свой визит Киевский национальный театр русской драмы покажет в Доме Щепкина пять спектаклей. Все они – разные по жанру, стилю, изображаемой эпохе – объединены фигурой художника-постановщика. Все были в разное время оформлены Давидом Боровским, и театр сегодня бережно сохраняет их в своём репертуаре, продлевает сценическую жизнь, при том что «возраст» некоторых (к примеру, «Насмешливого моего счастья» Леонида Малюгина, впервые поставленного нынешним худруком коллектива Михаилом Резниковичем свыше сорока лет назад, а спустя два десятилетия возобновлённого в новой редакции) по нынешним временам явление уникальное.
Работы, представляемые на суд зрителей российской столицы, роднит ещё одно. Их, условно говоря, философия, символ веры. «Есть театры, утверждающие, что изначально, по своей натуре, человек плох, что в большинстве своём он гадок, мерзок, циничен, коварен, мелочен. Мы говорим, что человек изначально прекрасен. Его обуревают разные – подчас страшные – страсти, на своём жизненном пути он спотыкается, падает, но изначально, в сути своей – прекрасен». Этот цитируемый по пресс-релизу постулат, декларируемый одним из самых лучших и уж во всяком случае, самым известным русским театром ближнего зарубежья, нам предстоит теперь оценить на деле, поверить конкретной сценической практикой.
Гастроли Театра имени Леси Украинки, включающие в себя, помимо вышеназванных спектаклей, также «Деревья умирают стоя» А. Касоны (с участием народного артиста СССР Юрия Мажуги и народной артистки Украины и России Валерии Заклунной), «Наполеона и корсиканку» И. Губача и «Бабье лето» А. Менчелла (это своего рода копродукция с монреальским Театром им. Л. Варпаховского, в которой заняты исполнители из трёх стран двух континентов), пройдут с 12 по 20 апреля в помещении Малого театра.
Соб. инф.