Трагические события последних дней в Японии, ставшие следствием природной стихии, вызывают не только сочувствие к японцам, но и уважение к их удивительной выдержке, дисциплине и организованности, сделавших их страну одной из ведущих в современном мире по целому ряду показателей, включая производительность труда. У нас, в России, она в пять раз ниже. Тем, кто пытается искать причины такого отрыва в сфере производства, президент Союза предпринимателей и арендаторов России А. Бунич («ЛГ», № 5) указывает: «Не там копаете… Именно от принятия ключевых решений в области инвестиций, финансов, маркетинга, рекламы, сбыта, логистики и менеджмента прежде всего зависит производительность труда. Непосредственно от рабочей силы, конечно, тоже кое-что зависит, но совсем не так много, как пытаются нас убедить».
Между тем начиная с семидесятых годов прошлого века на рынках мира в лидеры вышли не только японские автомобили и компьютеры, но и возник повышенный спрос на книги о «японском чуде», а особенно – об организации производства, труда на ведущих японских предприятиях. Обобщённым образцом этого опыта стала система, созданная на предприятиях концерна «Тойота», прочно занявшего мировое лидерство в автомобилестроении. Отец системы Оно начал её разрабатывать ещё в середине сороковых годов прошлого века, когда фирма представляла собой довольно скромное автомобильное производство.
Что характерно для системы, так это, во-первых, простота её принципов, равнодоступная всем – от директора до уборщика мусора. Во-вторых, нескрываемое заимствование ряда её положений из американской фордовской системы, а ещё больше – из нашей советской научной организации труда НОТ, разработанной в пору, когда Россия училась работать, как тогда говорили, с американской деловитостью и большевистским размахом. Затем, увлёкшись иным размахом, про систему забыли столь же легко, сколь и незаслуженно.
И сегодня те, кто бывает на заводах «Тойоты», не без удивления узнают немало знакомого. Вот впечатления одного из наших промышленников:
– «Тойота» возвращает нас в советские времена. В её цехах можно увидеть утопический фильм про наш Союз образца ХХI века. На стенах – лозунги, напоминающие о долге и личной ответственности, плакаты «Я горжусь своим цехом!», доски почёта с лучшими рационализаторами. Ежегодные итоговые собрания всех работников концерна в огромных залах Дворца культуры с выходом на сцену лучших и вручением грамот из рук высшего руководства.
В головах – предпочтение групповых интересов частным, принцип большой семьи, культ труда…»
Следует отметить, что слово «потребитель» в системе употребляется гораздо чаще, чем «прибыль». А в семи основных правилах сокращения потерь во время работы о прибыли вообще нет ни слова. Зато есть восьмое правило, особо выделенное господином Оно и повторяемое его учениками: уважение к человеку, к его творческому началу.