В этом месяце популярный еженедельник отмечает 25-летие. Для печатного издания возраст не такой уж и большой, но «Собеседник» имеет право на особый счёт – такими яркими и бурными были первые четверть века его истории. Он изменил представление читателей о том, какой может быть газета, и сохранил то, что люди, работающие в нём, считают самым важным: полемичность и остроту.
О том, как живётся сегодня одной из самых «неудобных» газет российского медиапространства, рассказывает главный редактор «Собеседника» Юрий ПИЛИПЕНКО.
– Каждый вторник ваша газета появляется в киосках, и читатель, открывая любимую газету, даже не задумывается о том, ценой каких усилий она, может быть, на этот раз добралась к нему.
– Нам действительно живётся нелегко. Но для нас это не повод для уныния. Да, у нас нет «крыши»: ни банка, ни партии, ни олигарха. Случай по нынешним временам практически уникальный. Все хозяева газеты в ней же и работают. Так что, отправляясь каждое утро в редакцию, мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что сами за всё в ответе. Вокруг основного бренда «занимают оборону» ещё 14 изданий, которые, собственно, и помогают ему выжить. Среди них «Между нами, женщинами», «Только звёзды», «Жёлтая газета», «Здоровье в доме». Нам приходится оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке прессы, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.
– Визитной карточкой «Собеседника» всегда была независимость. Защищать её сегодня труднее, чем в былые времена?
– Не думаю. Отстаивать право быть самим собой никогда не было лёгким занятием. Мы по-прежнему никому ничего не должны. Мы независимы в самом прямом, в буквальном значении этого слова. И, значит, можем публиковать всё, что считаем нужным. Такую роскошь сегодня мало кто может себе позволить. Единственный критерий в отборе тем и материалов – интересно это нашим читателям или нет. Этот вопрос каждый день по 100 раз задают себе наши сотрудники. У нас 200-тысячный тираж, по данным «Геллап медиа», аудитория нашего издания составляет более полумиллиона человек. Вот они, наши читатели, и поддерживают нас в нашем стремлении оставаться независимыми. Мы не живём за счёт рекламы. Она составляет у нас не более 10–12 процентов. Так что читатели за нас голосуют, так сказать, собственным кошельком. И могу сказать, что за последние 20 лет не было ни одного случая, чтобы во вторник газета не появилась в киосках или чтобы нашим сотрудникам задержали зарплату хотя бы на день. Кредо газеты укладывается в пять слов: верен тебе, уверен в себе. Мы верны своему читателю и уверены в собственных силах.
– Сегодня слово «кризис» слышишь со всех сторон. Кажется, что никуда от него не спрячешься…
– А мы кризиса не чувствуем. Мы не уволили ни одного человека, не сократили зарплату. И наших читателей стараемся не пугать, а поддерживать: главное – не паниковать. Времена нынче трудные, но преодолевает трудности только тот, кто нацелен на преодоление. Я вообще склонен видеть в кризисе определённый позитив. Эта волна смоет ненужные, бесполезные издания, не имеющие собственного лица, и что ещё хуже – собственной позиции. И на прилавках газетных киосков станет больше места для достойных изданий, уважающих и себя, и своих читателей.