Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 февраля 2020 г.
  4. № 7 (6725) (19.02.2020)
Искусство Культура

Увертюра для Фауста,

или Концерт 18+

19 февраля 2020

Музыкальных фестивалей существует множество. В том числе органных. Но пришедшим в казанский Большой концертный зал им. С. Сайдашева по-настоящему повезло! Они присутствовали на открытии уникального первого международного органного фестиваля в сопровождении симфонического оркестра.

 

«У нас есть орган и есть оркестр. Почему бы не организовать фестиваль?» – вот так просто комментирует идею создания нового проекта художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. Среди «крёстных» фестиваля: органистка, педагог и музыкальный критик Евгения Кривицкая и Дмитрий Юровский, главный дирижёр Новосибирского театра оперы и балета, а также Королевской фламандской оперы в Антверпене.

Концерт-открытие привлекал не только именами знаменитых участников, но и интереснейшей программной концепцией: «Фауст. Спасённое мгновение» (два других концерта фестиваля – «Римские каникулы» и «Симфония с органом» – за дирижёрский пульт встали Анна Ракитина и Илья Дербилов).

«Заглядыванию в собственную душу» было посвящено первое отделение концерта. «Фауст-увертюра» Вагнера, открывающая фестивальную «Фауст-галерею», исполняется крайне редко. И напрасно! Могучий образ, если говорить по-вагнеровски, «внутреннего Фауста» заставил и самого композитора прозреть внутрь себя. В «Увертюре» Вагнер является в гораздо большей степени «настоящим Вагнером», чем, скажем, в своих ранних операх.

Следующее произведение, Концерт для органа, литавр и струнного оркестра Франсиса Пуленка, казалось бы, не имеет прямого отношения к «фаустовской эпопее». Между тем именно Концерт по праву стал квинтэссенцией «духовной части» программы. Композитор признавался, что во время написания своего детища в нём «проснулся потомок суровых и богобоязненных горцев, искавших в религии утешения от земных горестей». А ещё, что этот Концерт – «его собственный путь в монастырь». На такое настроение повлияли не только внутренние переживания, но и внешние обстоятельства. Друг Пуленка, композитор Пьер-Октав Ферро, погиб в автокатастрофе, и Пуленк тяжело переживал утрату. Его Концерт – это познание смерти, вернее, бессмертия. И красоты!

Второе отделение несколько разряжало невероятное эмоциональное напряжение. Это было уже внешнее действо. Театр. Познание чувственных страстей. «Во плоти» главенствовал «Первый Мефисто-вальс» Листа. Согласно сюжету Мефистофель начинает склонять Фауста с Маргаритой к более близким отношениям, всё более и более близким...

«Я давно мечтала сыграть сцену у храма из оперы Гуно «Фауст», – поделилась с публикой Евгения Кривицкая. – Редчайший случай, когда в опере звучит солирующий орган. Но включение этой сцены в программу потянуло за собой развитие сюжета, смешение отрывков из Гуно и драматической легенды «Осуждение Фауста» Берлиоза».

Этот «микс Гуно–Берлиоз» оказался на редкость удачным!

Куплеты Мефистофеля в блестящем исполнении Алексея Тихомирова сменила ария Маргариты «С жемчугом» (нежная и трепетная Дарья Шувалова) – олицетворение образа «человеческого, слишком человеческого», вернее, перефразируя Ницше, «женского, слишком женского».

Затем настало время «Венгерского марша» Берлиоза. Мощное tutti оркестра, в трактовке Юровского непривычно ускоряющееся к концу, могло бы стать «земным апофеозом» концерта. Но впереди ждал ещё «апофеоз небесный». Эпилог «Осуждения Фауста». Солисты пели буквально «с небес» – с высоких балконов над сценой.

И, наконец, обещанная сцена у храма! Дуэт Мефистофеля и Маргариты неожиданно получился по-настоящему эротическим – опять пресловутое 18+. Но могучее соло органа в итоге уже не оставляло ничему плотскому и дьявольскому никаких шансов, что с воодушевлением и восторженными овациями было встречено в зале.

 

Тэги: Фестиваль Музыка Мария Залесская Александр Сладковский Фауст
Обсудить в группе Telegram

Мария Залесская

писательница, историк, музыковед, биограф, журн... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Гудвин летней столицы

    1016 голосов
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • Сочи плюс...

    116 голосов
  • «Русские классики. Фестиваль одного дня»

    105 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS