Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Увертюра к новому сезону

01 января 2007

ПРИГЛАШАЕМ

Очередной музыкальный сезон в Москве уже во второй раз открывается Большим фестивалем Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. На этот раз он будет проходить с 6 по 12 сентября в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Музыкальных фестивалей в мире такое множество, что затевать ещё один многим казалось чистым безумием, даже при том, что речь шла об оркестре мирового класса. Чтобы фестиваль случился, одного авторитета мало, нужна была идея, которая заставила бы взыскательную московскую публику стряхнуть с себя остатки отпускного dolce farniente и отправиться в концертный зал. И идея была найдена: представить слушателю, если можно так выразиться, круговую панораму коллектива, которому интересны как масштабные симфонические полотна и вершины мировой оперной и балетной классики, так и камерные ансамбли, в которых могут продемонстрировать своё мастерство солисты оркестра.

Российский национальный сразу поставил для себя очень высокую планку, поэтому Второй Большой фестиваль РНО обещает слушателям не меньше художественных открытий и сильных впечатлений, чем предыдущий: колоратурное сопрано Лора Клейкомб (США), скрипач и дирижёр Николай Цнайдер (Дания–Израиль), баритон Бруно Пратико (Италия), дирижёр Теодор Курентзис, джаз-мануш скрипач Роби Лакатош (Венгрия). Смена площадки обусловлена тем, что Новая сцена Большого театра просто не в состоянии вместить всех желающих попасть на концерты фестиваля. Да и по части акустики Зал имени Чайковского в большей мере соответствует жанровому разнообразию фестивальной программы.

Открываться фестиваль будет событием просто уникальным. Один из самых неординарных хореографов современности британец Ройстон Малдум представит собственную версию балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Но на подмостках на этот раз не будут блистать балетные этуали и премьеры вселенской известности. На сцену выйдут… дети. Обыкновенные (то есть не имеющие к хореографии профессионального отношения) московские мальчишки и девчонки, отобранные самим постановщиком. Подобные спектакли, работа над которыми, как правило, длится всего несколько недель, Ройстон Малдум неоднократно и с огромным успехом представлял в разных странах, в том числе в Великобритании, Германии, Финляндии. В России хореограф будет работать впервые, так что в каком-то смысле Михаил Плетнёв и Российский национальный могут считаться первопроходцами этого необычного «жанра».

Разумеется, постановка не будет собственно балетом в буквальном значении этого понятия. Смысл такого представления в ином: постараться объединить посредством музыки и танца, язык которых способен понять каждый, детей из разных слоёв общества, предоставив им равные возможности для самовыражения. Это своего рода попытка разомкнуть заколдованный круг разобщённости, в который рано или поздно попадают большинство взрослых. Может быть, чтобы этого не происходило с большими, начинать надо с маленьких?

Есть на афише фестиваля и ещё один очень необычный проект – финал композиторского конкурса, проводившегося в Сети интернет-порталом YouTube. Популярнейший видеохостинг впервые в своей истории организовал подобное онлайн-состязание, среагировав, так сказать, на злобу дня. Молодые композиторы, независимо от уровня собственной одарённости, сегодня в один голос сетуют на отсутствие возможности вынести на суд широкой публики свои сочинения. Тем более в исполнении известного оркестра. Амбиции молодых понятны. В конце концов все ныне увенчанные лаврами классики когда-то были молодыми, мало кому известными композиторами. Что ж, теперь у нынешних моцартов есть возможность доказать публике своё право на штурм музыкальных олимпов. Жюри конкурса возглавлял Теодор Курентзис. Он-то и будет в этот вечер (9 сентября) стоять за дирижёрским пультом РНО, а публика сможет оценить лучшее из того, что было прислано на конкурс. Впоследствии диск с записью концерта будет выпущен одной из ведущих международных звукозаписывающих компаний.

Если бы Большому фестивалю нужен был девиз, то наиболее адекватным по духу и букве стало бы знаменитое изречение «Все жанры хороши, кроме скучного», ведь принцип разнообразия был изначально заложен в фундамент этого музыкального события. Джаз к скучным жанрам уж никак не отнесёшь, цыганский джаз – тем более. Российскому слушателю имя Роби Лакатоша пока мало что говорит, а между тем этот венгерский скрипач и композитор ценится европейской публикой и как виртуозный исполнитель классической музыки, и как маэстро цыганского джаза (мануш). Концерт ансамбля Лакатоша (10 сентября), по всей видимости, станет самым экзотическим в программе фестиваля.

Для Михаила Плетнёва оркестр был и остаётся содружеством одарённых личностей, каждая из которых не только разделяет общую творческую судьбу коллектива, но и имеет право на собственное кредо. Концерт солистов РНО (7 сентября) – незыблемая традиция фестиваля. На этот раз его программа составлена с участием одной из самых выдающихся колоратурных сопрано мира – Лорой Клейкомб, которой мало найдётся равных по виртуозности исполнения и нетривиальности репертуара. Второй концерт (11 сентября) несравненной примадонны станет настоящим подарком для строгих ценителей вокального искусства, ибо включает в себя «Концерт для голоса с оркестром» Глиэра, одно из сложнейших сочинений сопранового репертуара, на исполнение которого редко отваживаются даже самые прославленные исполнительницы, и любимая публикой «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. Место за дирижёрским пультом РНО в этот вечер впервые займёт Николай Цнайдер, выдающийся скрипач, который уже успел зарекомендовать себя как одарённый дирижёр.

8 сентября на фестивале объявлено днём оперы. Под управлением Михаила Плетнёва состоится концертное исполнение столь любимой публикой россиниевской «Золушки», жемчужины итальянского бельканто, в котором примут участие исполнители, по праву считающиеся «золотой когортой Россини»: меццо-сопрано из Австрии Серена Мальфи и блистательное созвездие итальянцев – сопрано Тициана Трамонти, баритоны Бруно Пратико и Паоло Бордонья, тенор Антонино Сирагуса и бас-баритон Андреа Патучелли.

Но, разумеется, самым грандиозным событием фестиваля станет концерт-закрытие (12 сентября), программу которого составили произведения композиторов, занимающих особое место в творчестве Михаила Плетнёва. В первом отделении и прозвучит кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин», неоднократно исполнявшаяся РНО и Московским академическим камерным хором под управлением Владимира Минина как в России, так и за рубежом. А финальным аккордом фестиваля станет Девятая симфония Бетховена, в исполнении которой примет участие сводный хор «500 голосов».

Большой фестиваль Российского национального оркестра обещает в самом ближайшем будущем стать визитной карточкой музыкальной Москвы, такой же статусной, как фестивали в Лондоне или Зальцбурге. Причём привлекать публику он будет не только количеством мировых звёзд на афишах, но именами, которые для российской публики станут настоящими открытиями. Именно это и обеспечивает фестивалю «необщее выраженье» лица. Москва достойна того, чтобы входить в число самых престижных фестивальных площадок мира.

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS