Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Увиденные тексты

01 января 2007

А. Вахненко. «Шинель»; Фото автораВыставка «Художник и книга» на Кузнецком мосту посвящена юбилею Гоголя, и, конечно, в первую очередь залы отданы персонажам «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Мёртвых душ», «Тараса Бульбы»… Но нашлось место и иллюстрациям к Уайльду и Шмелёву, Гофману и Бродскому, мифам древней Греции и Евангелию от Луки. А Красная Шапочка и герои Нибелунгов дополняют образ мировой словесной культуры, в которой существовал русский писатель.

Художники-иллюстраторы берут свои сюжеты «не из жизни», а «из книг», и это нисколько не лишает их оригинальности, наоборот, стимулирует артистизм и чёткость мысли. Те же «Вечера на хуторе…» решены в самых разнообразных традициях – от графических силуэтов (Б. Тржемецкий) до наивного лубка (Т. Гнисюк); для кого-то это фольклорное веселье, для кого-то – зловещая и жуткая чертовщина. Материал, надо признать, богатый, и каждый иллюстратор берёт из Гоголя, что хочет: юмор, фантастичность, «смех сквозь слёзы», сатиру, романтизм, – и выражает себя в линии, цвете и оригинальной выдумке. Вот элегантные офорты к «Риму» (Н. Бочарова). Вот замечательно смешные и очень точно придуманные дамы из «Мёртвых душ» – Просто Приятная и Приятная Во Всех Отношениях: они как будто вышиты крестиком на подушках (С. Чайкун). Сюжет про «толстых» и «тоненьких» С. Чайкун. «Мёртвые души»мужчин из лирического отступления «Мертвых душ» решён почти режиссёрски, неожиданно и убедительно. Вот изысканный рисунок на мятой бумаге к «Запискам сумасшедшего» (С. Любаев). Вот блаженный Акакий Акакиевич, воспаривший в своей шинели посреди какой-то безысходной паутины (А. Вахненко); дивная линия на литографиях С. Алимова сочетает в себе гармонию, юмор и острую характерность, а всё вместе радует и восхищает.

Союз московских графиков так сумел разместить экспозицию в небольшом пространстве Московского дома художника, что выставка не утомляет несочетаемостью художественных единиц. Ведь почти все участники выставки так или иначе связаны с Московским государственным университетом печати. Это объединяет авангардистскую молодёжную группу «Волшебная пила» с классиком детской иллюстрации Маем Митуричем. Но представлены, конечно, и Строгановка, и Суриковский, и Высшая школа графического дизайна. Преподаватели художественных вузов заранее давали студентам темы Гоголя, и на выставке много совсем юных участников.

«Мы стараемся никого не забыть – первый зал отведён художникам, которые умерли в прошлом году», – объяснила организатор выставки Анастасия Архипова. Большинство современных издателей, к сожалению, знать не знают о сокровищах книжной иллюстрации, так что это единственный шанс увидеть замечательную «Турандот» Р. Вольского или «Одиссею» М. Митурича.

Карина ЗУРАБОВА

Обсудить в группе Telegram

Карина Зурабова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS