Выставка «Художник и книга» на Кузнецком мосту посвящена юбилею Гоголя, и, конечно, в первую очередь залы отданы персонажам «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Мёртвых душ», «Тараса Бульбы»… Но нашлось место и иллюстрациям к Уайльду и Шмелёву, Гофману и Бродскому, мифам древней Греции и Евангелию от Луки. А Красная Шапочка и герои Нибелунгов дополняют образ мировой словесной культуры, в которой существовал русский писатель.
Художники-иллюстраторы берут свои сюжеты «не из жизни», а «из книг», и это нисколько не лишает их оригинальности, наоборот, стимулирует артистизм и чёткость мысли. Те же «Вечера на хуторе…» решены в самых разнообразных традициях – от графических силуэтов (Б. Тржемецкий) до наивного лубка (Т. Гнисюк); для кого-то это фольклорное веселье, для кого-то – зловещая и жуткая чертовщина. Материал, надо признать, богатый, и каждый иллюстратор берёт из Гоголя, что хочет: юмор, фантастичность, «смех сквозь слёзы», сатиру, романтизм, – и выражает себя в линии, цвете и оригинальной выдумке. Вот элегантные офорты к «Риму» (Н. Бочарова). Вот замечательно смешные и очень точно придуманные дамы из «Мёртвых душ» – Просто Приятная и Приятная Во Всех Отношениях: они как будто вышиты крестиком на подушках (С. Чайкун). Сюжет про «толстых» и «тоненьких» мужчин из лирического отступления «Мертвых душ» решён почти режиссёрски, неожиданно и убедительно. Вот изысканный рисунок на мятой бумаге к «Запискам сумасшедшего» (С. Любаев). Вот блаженный Акакий Акакиевич, воспаривший в своей шинели посреди какой-то безысходной паутины (А. Вахненко); дивная линия на литографиях С. Алимова сочетает в себе гармонию, юмор и острую характерность, а всё вместе радует и восхищает.
Союз московских графиков так сумел разместить экспозицию в небольшом пространстве Московского дома художника, что выставка не утомляет несочетаемостью художественных единиц. Ведь почти все участники выставки так или иначе связаны с Московским государственным университетом печати. Это объединяет авангардистскую молодёжную группу «Волшебная пила» с классиком детской иллюстрации Маем Митуричем. Но представлены, конечно, и Строгановка, и Суриковский, и Высшая школа графического дизайна. Преподаватели художественных вузов заранее давали студентам темы Гоголя, и на выставке много совсем юных участников.
«Мы стараемся никого не забыть – первый зал отведён художникам, которые умерли в прошлом году», – объяснила организатор выставки Анастасия Архипова. Большинство современных издателей, к сожалению, знать не знают о сокровищах книжной иллюстрации, так что это единственный шанс увидеть замечательную «Турандот» Р. Вольского или «Одиссею» М. Митурича.