В Москве прошёл XIII Всероссийский фестиваль школьных театров «Русская драма»
Любительское театральное движение в России на протяжении двух минувших столетий было ярким социокультурным явлением. Спектакли ставились крестьянами, студентами, солдатами, не говоря уже о том, что и сливки общества не пренебрегали сиею забавою. Из аматорских трупп даже вырастали профессиональные театры, а уж сколько любителей шагнуло из них на профессиональную сцену – и не сосчитаешь. Высокая волна народного театра, поднявшаяся в 60-е, долго сходила на нет. В 90-е было не до этого, в нулевые – тоже, хотя и по другой причине. Но последние несколько лет можно наблюдать новый подъём, пусть и не такой бурный: несмотря на финансовые и прочие сложности, детские и молодёжные любительские театры заявляют о себе всё увереннее, что неудивительно – для человека, вступающего в мир, театр по-прежнему остаётся универсальной формой его познания. «Сцена неизбежно влечёт. И тут надо не отрицать театр, а устремлять интересы детей к духовно-нравственным основам, содержащимся в нашей великой культуре, совестливость и сердечность которой отмечали многие известные писатели и философы», – считает заслуженный деятель искусств России председатель жюри XIII Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» Михаил Щепенко. Так что неслучайно большинство спектаклей, представленных в рамках этого форума на подмостках Московского театра «Камерная сцена», основано на отечественной литературе.
Среди пятнадцати постановок, прошедших отборочный тур, были как произведения классиков, так и современные пьесы. К примеру, спектакль «Бесконечная история» театра «Фейерверк» (школа № 1944, Москва) поставлен по пьесе, написанной руководителем коллектива Анастасией Бабенко. Постановка получилась очень злободневной, ведь в ней говорится о проблеме погружения современных детей, обделённых родительским вниманием, в виртуальный мир.
Скрыться от семейных трудностей в своём особом мирке пытались и герои спектакля «Ночной мотоциклист» Детской академии театрального искусства «Синяя птица» (г. Орёл, руководитель – отличник народного образования России Светлана Захарченко). Рассекая под громкую музыку по дорогам, байкеры чувствовали себя свободными от всех условностей, чуть ли не всесильными. Пока их Бос не попал в страшную аварию, изменившую и его собственные представления о мире, и взгляды всей его компании. За исполнение этой непростой роли Степан Сулин получил специальный диплом жюри. «Наш спектакль показывает опыт, который не стоит приобретать, и тот путь, к которому действительно нужно стремиться», – считают Даша Драгун и Вика Девякович, сыгравшие в спектакле женские роли.
Конфликт иного рода, спровоцированный не внутренними переживаниями героя, а стереотипами, навязываемыми внешней средой, окружением, разыгрывается в «Неправильной сказке про Красную Шапочку» Детского театра «Романтики» (г. Щёлково Московской области, руководители – Виталий Артёмов и Любовь Миронова). Добродушный Волк (Миша Морозов) категорически отказывается есть милую девчушку (Юля Корябкина) и её бабушку (Даша Крутикова), а также наводить страх на героев других русских народных сказок, поскольку на свет он родился совсем не кровожадным и самое ценное для него – дружба.
Бережно, почти трепетно отнеслась к фольклору режиссёр спектакля «Золотая прялочка» Ирина Семенчук. И хотя в постановке православного творческого объединения «МiР» (г. Саров Нижегородской области) заняты взрослые актёры, ни у кого из участников фестиваля не было обиды на то, что жюри присудило ей диплом 1-й степени. Все с большим удовольствием погрузились в неспешный ритм домостроя, воссозданный по мотивам народных сказок «Пых» и «Кривая уточка». По мнению Михаила Щепенко, школьный театр – довольно широкое понятие, объединяющее всех людей, желающих учиться, вне зависимости от возраста.
Атмосферу патриархальной семьи прекрасно передали и ребята из театральной студии «Радуга» (г. Приозёрск Ленинградской области, руководитель – Инна Максимихина) в спектакле «Мальчики» по мотивам рассказов А.П. Чехова. Особенно запомнился отец Володи в исполнении Якова Лачина: юному актёру удалось создать предельно достоверный образ «провинциального Дон Кихота», как охарактеризовал этот персонаж один из членов жюри.
Были отмечены также актёрские работы Арины Салтыковой из театра «Ковчег» (г. Боровск Калужской области), исполнившей роль Маленького принца в спектакле «Самого главного глазами не увидишь»; Оли Васильевой, Кати Авериной, Ангелины Савченко и Васи Серёгина из юношеской студии при Московском театре русской драмы «Камерная сцена» в спектакле «Бенгальские огни»; Алёши Хальчевского (Иван Грозный) и Риты Сироткиной (Василиса Мелентьева) в спектакле «Василиса Мелентьева» Молодёжного театра (ЦРТДиЮ «Можайский», Москва).
Лауреатом XIII Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» стала Образцовая детская театральная студия «Кавардак» из Тамбова (руководители – Валерия Новикова и Елена Тертычная) за спектакль «Хитрая сказка» – очень искренняя история о любви и дружбе, в основе которой – пьеса Г. Полонского «Никто не поверит» и повесть Я. Экхольма «Тутта Карлсон, первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие…». В нём было задействовано более тридцати артистов, младшей из которых – Наташе Головковой – всего шесть лет.
Без дипломов в той или иной номинации не остался ни один коллектив, так как соревновательный момент далеко не самое главное на этом форуме. Недаром многие, однажды попав на фестиваль, стремятся приехать вновь и вновь.