Антология короткого рассказа. – Скифия, 2012. – 464 с. – 500 экз.
Сегодня словосочетание «современная русская литература» у многих вызывает недоверчивую улыбку. В последнее время появилась, если можно так выразиться, «мода» на писателей. Сами раскрученные авторы и качество их произведений от этого, конечно же, не страдают, но плохо то, что мы знаем лишь малую часть, в то время как среди «забытых» несправедливо потеряны действительно талантливые люди, которые могут придать словосочетанию о русской литературе совершенно иную коннотацию.
Антология короткого рассказа «Вернословие» издательства «Скифия» предлагает очень разные по содержанию произведения, среди которых можно найти и философские, и сатирические зарисовки, и необычные сказки, и тонкие душевные монологи… Они рассчитаны на абсолютно несхожих во вкусах и взглядах читателей, но всё же будут интересны многим – просто чтобы перед глазами сложилась целостная картина происходящего. А задача этого сборника прежде всего в этом и заключается.
Темы, интересующие авторов, многочисленны. Их нет смысла как-то группировать: каждый писатель – отдельная планета, которая движется и живёт по собственным правилам. Общих черт в антологии искать не стоит. Рассказы, собранные в «Вернословии», не похожи друг на друга, и в этом их особая прелесть. Каждый автор представляет что-то своё, и благодаря такому подходу складывается нечто общее, подобно тому, как из отдельных мазков масляными красками вырисовывается силуэт.
Временные рамки, которыми ограничены рассказы, тоже довольно-таки условны – чьи-то произведения датированы 80-ми годами прошлого века, чьи-то написаны буквально в 2012 году. Разница между ними очень заметна. Чувствуется, что после написания действительно прошло время, перестроилась страна, неизбежно поменялись и люди. Но, вчитываясь, понимаешь, что изменения эти – поверхностные. Так и хочется процитировать знаменитые слова Воланда, не теряющие и, наверное, никогда не потеряющие своей актуальности: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
Эти рассказы написаны людьми и о людях. У каждого что-то своё, что-то сокровенное, чем он хочет поделиться с читателем. Не зря в предисловии говорится о сложности жанра короткого рассказа – для авторов нет мелочей, они не могут упустить из виду ни одну деталь, важна каждая ремарка. Поэтому читать некоторые произведения одно удовольствие: картина прорисована так ясно и чётко, что воображение легко рисует себе происходящее, оживляя его.
Сами издатели причисляют короткий рассказ к «делу неблагодарному». В чём-то это действительно так. Но именно эта форма позволяет автору пообщаться с читателем «между строк» – а значит, найти «своих» людей, которые поймут и оценят тебя.
Русская литература меняется, нельзя не признать этого. То, что раньше было важным для авторов, сейчас уже не занимает читателей. Лексика, которую раньше представить себе на страницах книги было попросту невозможно, теперь появляется чуть ли не в каждом предложении. Бессмысленно ругать это или хвалить – это наша современность. Разумеется, бесполезно настаивать на непременном принятии свежеиспечённых «правил», но ознакомиться с чем-то новым, в котором (и вы непременно это почувствуете) продолжается «давно забытое старое», стоит.
Если оценивать этот сборник как пример того, что представляет собой современная литература, то он, безусловно, будет интересен широкой аудитории. Сложно рекомендовать это какому-то отдельному кругу – то, что понравится одному, непременно вызовет отторжение у другого, и наоборот. Антология интересна в первую очередь тем, что представляет собой то, что сегодня мы называем нашей современной литературой. Этот сборник – шанс открыть для себя нового автора, нужного именно вам. Нет ничего плохого в том, что мы читаем тех, чьи имена у всех на устах, – это тоже часть нашей реальности, но увидеть самого себя в другом и не пройти мимо – настоящее искусство.