Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 июня 2023 г.
Культура Телеведение Pro & Contra

Увядшие цветы

Быть Сальвадором Дали не просто, а главное – нужно ли?

01 июня 2023
Молодые Сальвадор (Эзра Миллер)

До этого фильма я относился к Дали лучше. Тот образ великого сюрреалиста (и его жены Елены Дьяконовой, которая почему-то называла себя Галой и даже Галиной), который вставал из многочисленных публикаций о нём, а главное – его картины вызывали большой интерес, изумляли, шокировали.

В эпоху «конца традиционной живописи», продекларированную «Чёрным квадратом» Малевича, пробиться на художнический олимп было очень трудно. Молодой Сальвадор Дали, чтобы привлечь внимание к себе (а кто-то добавит: в погоне за деньгами и славой), вслед русским, французским и немецким авангардистам соединял живопись с литературой, политикой и рекламой. Но его полотна, которыми можно наслаждаться и в репродукциях, всё же привлекали сами по себе. В них, конечно, нет того чудесного воздействия, что производят картины (в отличие от многочисленных копий) гениев Возрождения, но их хочется рассматривать. И тут удивляешься не столько мастерству художника, сколько его выдумке. Считать «Чёрный квадрат» Малевича шедевром и часами стоять перед ним в галерее могут только особенно тонкие ценители, а вот картины или репродукции Сальвадора Дали действительно можно долго и с удовольствием именно рассматривать.

В фильме живописных творений Дали не показывают – то есть главного содержания и, если хотите, оправдания жизни этого человека нет. Это как если бы в фильме про Стравинского или Хачатуряна не звучала их музыка. Мы видим крайне неприятного старика в исполнении Бена Кингсли с усами Сальвадора Дали. Когда я воспроизвожу в памяти фотографии реального Дали, то могу предположить, что на них удивительный человек: гениальный художник и безумный эгоцентрик. Он же – первый акционист, действительно способный на перформанс, вроде того, что выдумал Сергей Довлатов – про посещение дворца Дали Арамом Хачатуряном. Там хозяин голым кружил по залу под знаменитый «Танец с саблями» вокруг великого советского композитора – так хорошо было придумано, что казалось правдой. А здесь – заурядный, давно исписавшийся, навевающий тоску противный старик.

Гала (Авиталь Львова)

В фильме довольно нудно показаны нью-йоркские вечеринки художника перед его выставкой, цель которой не продемонстрировать публике, жаждущей встречи с прекрасным, новые гениальные творения скандального испанца, а продать как можно больше (и дороже) его картин и литографий. Судя по тем листкам, которые мы видим, никакой художественной ценности они не представляют. Дорогими их делала подпись Дали.

Гала в фильме тоже симпатий не вызывает. Старая, капризная, ещё и помешанная на сексе тётка, которая когда-то поставила на Дали и не прогадала. Интересны в фильме кадры с этим «когда-то». Очень поэтично снята встреча молодого художника, «управляющего ветром» (в роли молодого Дали очень хорош Эзра Миллер), и Елены Дьяконовой, тогда ещё замужней женщины. Ей было сильно за тридцать, когда она ушла к Сальвадору, увидев в нём то, чего не видели другие, – грандиозную перспективу.

Трудно смотреть, как умирает гений, как он разменивает остатки своего дара на доллары. Всё это понятно и поучительно, но неинтересно. Интересно рождение таланта, его становление. Пропорции в фильме нарушены, немного приоткрыв окно в юность Дали, где бушевали страсти, ветер и море, нас опять засовывают в душный интерьер, принуждая смотреть на полуживых ушедших кумиров, на копии людей, а не на их оригиналы. Жаль, что в фильме только говорится об Энди Уорхолле, но нет его самого – великого последователя и ученика Дали, доказавшего, что можно стать очень известным и баснословно богатым художником, не обладая большим талантом живописца, который у Дали, несомненно, был. Интересен характер Галы (в зрелом возрасте её хорошо сыграла Барбара Зукова, в молодости – Авиталь Львова), жена в фильме ярче мужа, потому хотя бы, что она энергична и действенна. Но Гала здесь тоже отвратительна – пресыщенная, ненасытная старуха.

У кинематографистов была уникальная возможность показать роль женщины, которая помогла талантливому испанцу стать самым известным художником ХХ века – в каком-то смысле Дали был её творением. Совсем не красавица, до встречи с Сальвадором она была женой великого французского поэта Поля Элюара и матерью его дочери, любовницей немецкого авангардиста Макса Эрнста, а также многих других знаменитых людей. Она была старше Дали на восемь лет, но вдохновляла и направляла его. Ради этой «дьяволицы» он порвал со своей семьёй.

Молодость этих людей гораздо интереснее, чем их старость. Чем кончается жизнь – известно, привлекает начало, цветение, первые плоды. Видимо, кинематографистам, делавшим этот фильм, увядание ближе. Фильм ещё раз похоронил Дали и Галу, бросив на могилу завядшие цветы.

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Александр Иванов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS