Лет тридцать назад ходила шутка: в 1980 году в СССР вместо обещанного Хрущёвым коммунизма будет Олимпиада. Теперь, в 2008 году, не до шуток: вместе с Олимпиадой началась война. Спустя всего несколько часов после того, как Саакашвили объявил о прекращении огня в зоне осетино-грузинского конфликта, в ночь на 8 августа его армия подвергла Цхинвал жесточайшему обстрелу из систем «град», грузинские войска вошли на территорию Южной Осетии, убивая мирных жителей, осетинских ополченцев, российских миротворцев. Западная пресса об этом молчала, но когда Российская армия предприняла ответные меры, саакашисты обвинили Россию в том, что она «в день открытия Олимпиады цинично начала войну против маленькой, свободолюбивой, демократической Грузии». И под кадры ночных обстрелов грузинской армией Цхинвала западные СМИ единодушно подхватили обвинения России в агрессии. Идёт третья мировая война, пока только информационная. Проигрывать её нельзя.
История повторяется. Девятнадцатый век начался переделом мира. Двадцатый век начался тем же. Двадцать первый век продолжил традицию. Мир делят, и он делится. Кто виноват на этот раз? Телеобращение Кондолизы Райс не оставляет сомнений: «Запад надеялся, что Россия войдёт в двадцать первый век цивилизованной страной». Ценное замечание: значит, Россия так и осталась для «просвещённого мира» становищем первобытных.
Когда умирали российские миротворцы, застигнутые врасплох ночной бомбардировкой, Саакашвили надрывался в эфире телекомпании «Блумберг»: «Россия атаковала Грузию!» Зарубежные СМИ подхватили: «Россия атаковала беззащитную Грузию!» CNN ловко ставило всё с ног на голову: «Российское телевидение сообщило, что грузинские солдаты убили десять российских военнослужащих и добивают раненых: тревожный признак того, что Кремль пытается воспламенить общественное мнение в преддверии крупной операции».
Пропагандистская война началась не тогда, когда грузинскую пальбу из «градов» западное ТВ выдало за «русские обстрелы». Всё началось ещё тогда, когда грузинские телегруппы с упоением фиксировали издевательства над российскими миротворцами. Грузинские телевизионщики не понимали, что готовят компромат на собственную армию. Весь мир видел, как грузинские солдаты, зная, что по ним не будут стрелять, впятером набрасывались на одного российского и отважно валили его лицом в асфальт.
Так наши военные узнали о тактике грузинской армии: пятикратное преимущество плюс уверенность, что по ним не будут стрелять. Только при этих условиях грузинский солдат пойдёт в бой. Вот почему грузины стреляли по мирным гражданам: были уверены, что дети и женщины не ответят огнём из всех видов оружия. Вот почему обстреливали казармы миротворцев: были уверены в пятикратном (даже десятикратном) преимуществе. Когда силы сравнялись, грузины замерли в изумлении. И побежали, когда по ним стали стрелять.
По собственной глупости или от замутившей сознание гордости, но именно грузинское телевидение «сдало» главный секрет своей армии.
Но это тактика. Что до стратегии, то каждый телезритель мог убедиться, из каких источников президент Саакашвили черпал военную премудрость. На телеэкране за плечами Саакашвили виден стеллаж с томами на военную тему: «Танки», «Поле битвы», «Битва» и т.п. В том числе – апокалиптическая фантастика Герберта Уэллса «Война миров». Видя на телеэкране безумно перекошенное лицо Саакашвили с галстуком во рту, легко предположить, что он давно уже вообразил себя могучим марсианином, повергающим в прах человече... простите, осетин и абхазов. Но почему его окружение не заметило опасных признаков помешательства? Остаётся предположить, что его правительство – такие же «марсиане». И судьба у них схожа: уэлссовские марсиане, как известно, перемёрли, потому что плохо знали землян.
Результат этих «звёздных войн» известен. Сбылась многовековая мечта осетинского и абхазского народов: грузины стали для них этническим меньшинством.
В России некоторые демократически настроенные обозреватели избрали позицию стороннего наблюдателя, уподобившись Васисуалию Лоханкину. Герой романа «Золотой телёнок» тоже «наблюдал» со стороны: «Продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского либерализма».
В этом смысле показательны беседы ведущего дециметрового телеканала «Совершенно секретно» с журналистами Алексеем Венедиктовым и Леонидом Радзиховским. Их позиция уж очень типична для определённой группы граждан-наблюдателей. Ильф и Петров именовали таких «пикейными жилетами».
Оба мыслят глобально. У обоих – полный пакет домыслов и слухов. Чего стоит хотя бы одно только лунатическое предположение, что Россия собиралась «сдать» Осетию в обмен на свободу Абхазии.
Леонид Радзиховский вальяжно рассуждает: «Россия вторглась на территорию Грузии, а не Осетии. Но затем одумалась и остановилась». Журналист прочит президентский пост Окруашвили и в восторге от грузинских воинов: «Грузинская армия блестяще продемонстрировала свои боевые качества (?!)». Это не обстреливая ли Цхинвал из «града»? В политическом плане ему мерещится поражение России: «Никто в мире Россию не поддержал». Заявление своё он подкрепляет замечанием, что, дескать, в мире смотрят и другие телестанции, кроме Останкино. Да оттого и не поддержали, что «смотрят другие»!
Говоря о том, зачем вообще мы оказались в Южной Осетии, Радзиховский с милой улыбочкой, вроде как в шутку, заявил: «Дело может быть ещё и в том, что на Олимпиаде мы получаем мало медалей». Тут даже ведущий Станислав Кучер поперхнулся и заметил: «Вы уж совсем ужасные вещи говорите». Ничего удивительного: Радзиховский вторит бывшему послу США при ООН Ричарду Холбруку, заявившему, что Россия спровоцировала Грузию и намеренно приурочила это к Олимпийским играм.
Главная «ошибка» России, по Радзиховскому, в том, что мы не заручились разрешительными бумажками от ООН. Получается, что если бы Саакашвили такой мандат получил, то мог бы в пыль стереть Осетию на законных основаниях.
В свете всего произошедшего рождается мысль: а не купить ли нам CNN? Конечно, это будет подороже «Челси», но зато каков эффект! Как говорил герой комедии «Кавказская пленница»: «Тот, кто нам мешает, – тот нам и поможет». Тогда и в нашем телеэфире будет меньше болтовни в стиле «пикейных жилетов»: «Я бы Кондолизе палец в рот не положил. Маккейн – это голова! А Меркель и Саркози – это две головы!»
Причины яростной антироссийской пропаганды – не в стремлении защитить Грузию. Причина – в желании отделаться от обвинения в геноциде и его поддержке. Ведь это – навсегда, до скончания веков.
Вот почему Саакашвили убьют свои же, чтобы свалить всё на мертвеца, который уже никому не нужен в живом качестве.
В самом антивоенном романе всех времён – «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека – есть многозначительный эпизод. Говоря о панике на пустом месте, повар-оккультист Юрайда назвал её «ужас нерождённого». Это и есть суть всей антироссийской телепропаганды.
НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
В первые дни конфликта «Эхо Москвы» в лице своего главного редактора осудило агрессию Грузии, варварские бомбёжки Цхинвала, убийства мирных жителей и российских миротворцев. Но вскоре после того, как Саакашвили запретил трансляцию RTVI в Грузии, эфир «Эхо» заполонили сотрудники американских фондов-институтов типа Илларионова и Шевцовой, а также проживающие в США бывшие диссиденты, которые гневно обрушились на... Россию, переворачивая всё с ног на голову. Как и во время событий на Дубровке и в Беслане пафос обличений был направлен не против террористов, которые убивали людей, а против тех, кто их спасал. Они не критиковали опозорившего грузинский народ трусливого, истеричного «розового демократа», а лили грязь на тех, кто спас малочисленный осетинский народ от истребления. Ю. Латынина в субботнем эфире (23 августа) добросовестно пересказывала непроверенную (она сама это признавала) информацию о войне, полученную ею в Грузии, отзываясь при этом о российских и осетинских политиках и военных, как о врагах – с ненавистью и презрением, а о грузинских – с нежностью и сочувствием. Вот такое средство, нет, не массовой информации, а тривиального пропагандистского слива. Латынина обещала съездить и в Цхинвал, но после тех гадостей, которые она наговорила об осетинах, её туда вряд ли пустят. Вообще эфиры Латыниной о «европейце» Саакашвили и грузинской «демократии» напомнили восторженные интервью Елены Масюк с Шамилем Басаевым.
Как только «Эхо» «выправило» свою редакционную политику, транслируя всё более «разные», то есть проамериканские мнения, Тбилиси возобновил трансляцию RTVI. У американских телекомпаний типа FOX есть в Москве надёжный «радиоактивный» союзник, есть у нас кому с энтузиазмом дожёвывать галстук Саакашвили.