Не так давно открытая, но постепенно набирающая хорошие творческие обороты столичная Библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна подгадала к знаменательной литературной дате открытие оригинального фестиваля: «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты». Он продлится почти три месяца, до середины июня, в продолжение которых каждый вторник и пятницу будет проводиться новый кинопоказ, кстати, бесплатный, тем либо иным образом связанный с именем великого писателя. Среди прочего киноманы и любопытствующие смогут познакомиться действительно с настоящими раритетами – в программе немало картин, которые так просто, по ТВ или на DVD, не увидишь.
Согласно замыслу, принадлежащему главному редактору журнала «Кинопроцесс» и научному руководителю библиотеки Вячеславу Шмырову, все фестивальные фильмы разделены на четыре цикла, в которых гоголевская тема на экране рассматривается под разными углами зрения. Вот цикл «Гоголь в истории кино». Произведения классика начали экранизировать много лет назад, и некоторые из немых лент, например фэксовская лента «Шинель» 1926 года, по праву вошли в историю отечественного искусства. В цикле «Гоголь и телевизионный театр» зрители смогут увидеть многие незаслуженно забытые работы выдающихся актёров и режиссёров, в частности такой шедевр, как «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» В. Фокина с О. Табаковым и Л. Федосеевой-Шукшиной в главных ролях. Фильмы-оперы и фильмы-балеты на гоголевские сюжеты будут показаны в цикле «Гоголь и музыка».
Художественный кинематограф до сих пор не создал отдельной полноценной биографии Гоголя, хотя в некоторых фильмах Николай Васильевич мелькнул в качестве эпизодического лица. Это «Поэт и царь» (1927), «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1941) и «Композитор Глинка» (1952), которые входят в фестивальный цикл «Тень Гоголя» и где писателя в них исполняли соответственно балетмейстер Фёдор Лопухов, будущий Принц из «Золушки» Алексей Консовский и будущий великий комик Георгий Вицин. А сейчас режиссёр Наталья Бондарчук, не так давно предложившая нам собственный оригинальный взгляд на жизнь и смерть Пушкина, работает над игровой биографической картиной под названием «Гоголь. Ближайший», где заглавную роль играет артист РАМТа Евгений Редько (который, кстати, в спектакле своего театра «Берег утопии» исполняет роль известного гоголевского корреспондента Виссариона Белинского). Отрывок из этой незавершённой пока работы был показан в Библиотеке Эйзенштейна в день открытия фестиваля. По короткому фрагменту, конечно, невозможно судить о качестве будущей картины, однако сам факт наконец случившегося обращения девятой музы к гоголевскому жизнеописанию весьма интригующ.
Начался же «стартовый» фестивальный вечер с открытия выставки «Н.В. Гоголь в работах художников», на которой представлены эскизы и куклы. А завершился демонстрацией анимационного фильма режиссёра Марии Муат «Он и Она» по повести «Старосветские помещики». Осенью прошлого года эта картина завоевала главный приз – приз зрительских симпатий за лучшую короткометражку на фестивале «Московская премьера».