ПОЛИТЭКОНОМИЯ
Мария ХАМАХЕР,
собкор «ЛГ» по Центральной Европе
Германию потрясла волна так называемых убийств чести. Молодые женщины, выросшие в консервативных мусульманских семьях, по разным причинам попытались отказаться от традиционных поведенческих норм и стали жертвами убийств, содеянных их родственниками с молчаливого одобрения клана. Последней жертвой стала 15-летняя девушка, не желавшая носить предписываемый отцом платок и мечтавшая поступить в университет, а не работать в семейном бизнесе по приготовлению шаурмы.
Долго игнорируемое противостояние культур и вероисповеданий пришло в движение и грозит приобрести разрушительную для общества силу.
Большинство верующих мусульман Германии тяготеют к консервативной общественной традиции, которая, в свою очередь, опирается на христианскую общину. Невольно отторгая от себя мусульманских сограждан, западная консервативная мысль до сих пор не нашла способов не только обеспечить солидарность и единство в многоконфессиональном обществе, но и научить подрастающее поколение не мыслить по принципу «мы и они».
«Отверженные», не приемля ценности общества, столь ясно дающего им понять, что они принадлежат к нему лишь отчасти, являясь в гораздо большей степени фактором рынка труда и услуг, всё больше ищут приют у проповедников уже строго религиозного исламского консерватизма.
О серьёзности положения свидетельствует исследование умонастроений преподавателей ислама, проведённое в Вене при участии либерально настроенных имамов.
Оно дало страшные результаты. Свыше 20 процентов опрошенных считают, что их вера не совместима с демократией. Треть придерживается мнения, что невозможно быть одновременно мусульманином и европейцем. 18 процентов заявили, что уход от ислама должен караться смертью. 8,5 процента верят в правомерность вооружённой борьбы за веру. И это преподаватели ислама, люди уже взрослые.
В детские головы всё чаще закладываются сумрачные, радикальные представления, не совместимые с окружающим миром. Ситуацию усугубляет отсутствие у подрастающего поколения мусульман уверенности в том, что их внутренний мир представляет какую-либо ценность для окружающего их общества и находится под его защитой.
По принципу лучше поздно, чем никогда, вопросом преподавания ислама в школах наконец озаботились немецкие педагогические вузы. Первый учебник по основам ислама на немецком языке для 5–6 класса появился в 2008 году. С 2007-го ислам преподаётся в трёх баварских городах в рамках пилот-проекта. Учителя религии в школах в принципе не имеют права проповедовать, они должны знакомить с религией и одновременно помогать школьникам вырабатывать способность к критическому взгляду на попытки порабощения их сознания радикальными догмами.
Иным путём пошли в многонациональном Берлине, где правят социал-демократы. В школах ввели обязательный для всех предмет – этику, сделав при этом религию предметом факультативным. Так как преподавание основ религии ведётся согласно вероисповеданию, дети фактически не встречаются друг с другом. Отсутствие совместного обсуждения препятствует выработке шкалы общих ценностей, общего этического кода, совместной общественной традиции. Именно поэтому уроки этики проводятся совместно.
Осознание ценности этических норм, на которых строится современное общество, особенно важно для девочек-мусульманок, многие из которых признавались впоследствии, что посчитали убийство с целью смыть позор с семьи справедливым.
Если западная цивилизация пытается обороняться от ислама, то России предстоит как раз оборонять свою вторую по численности верующих религию от идей экстремизма. Гуманитарная составляющая нашего образования должна быть направлена на укрепление осознанного выбора той самой «открытой» религиозной традиции, как наиболее ценной и продуктивной для развития общества. В связи с этим особое значение приобретают гуманитарные предметы, являющиеся проводниками идей светского гуманизма, неоднократно доказывавшего свою способность объединять и просвещать.
В школе мы посмеивались над нескончаемыми, знакомыми с детского сада внушениями, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако сегодня мне часто приходится слышать от выходцев из бывшего СССР, проживающих в Германии, что именно это нас вопреки всему объединяет. Наше школьное образование должно прежде всего сохранить и приумножить общность нравственных ценностей, солидарность и единство в нынешнем российском многоконфессиональном и разнокультурном обществе. А наши чиновники ничего, кроме рынка, знать не хотят.