Евгения Пименова,
историк, публицист, Абу-Даби
3 ноября, в канун Дня народного единства, в Абу-Даби открылись Дни российской культуры в ОАЭ. Центральным событием стало выступление Российского национального оркестра на сцене столичного Национального театра. Заявленный формат дней настраивал, конечно, на более многообразную шоу-программу, но определённую урезанность формата скомпенсировали филигранность исполнителей и утончённый репертуар.
Главный организатор мероприятий – Минкульт России – привёз на суд публики изысканный набор произведений русской классики – Чайковского, Прокофьева, Глинку. За пультом стоял прославленный дирижёр Дмитрий Юровский.
В исполнении светлого и выразительного тенора Ярослава Абаимова почти по-лемешевски прозвучало «Куда, куда…» – ариозо Ленского, нежная Татьяна в интерпретации молодой солистки Елизаветы Нарсии «писала» письмо Онегину. А виртуозный скрипач, народный артист России Вадим Репин представил глубокий и напряжённый Второй концерт Прокофьева.
Это был настоящий праздник чистой и высокой музыки, академического искусства. Местному зрителю, привыкшему к современным спецэффектам, высокотехнологичным и дорогостоящим шоу (а именно их обычно встречаешь на рынке масскульта ОАЭ), предлагался серьёзный и сложный музыкальный материал. С одной стороны, хорошо – мы несём в мир действительно настоящее искусство. С другой стороны (и это считывалось с реакции зрителей), многим не так-то просто было всё это впитать в себя. Подумалось, что для полноты картины и воздействия на публику было бы лучше, если бы на представлении сочетались классика и зрелищность, которая при этом не уступала бы по академизму симфонической музыке – например, хоровое пение или номера наших мощных танцевальных ансамблей. Их всюду принимают очень радушно.
Заместитель министра культуры РФ Жанна Алексеева, которая с эмиратским коллегой Мубараком аль-Нахи открывала вечер, не вполне согласилась с такой постановкой вопроса. В беседе с «ЛГ» заметила: «Классика – это лучшие образцы нашей культуры, наше национальное достояние, которым мы дорожим и считаем, что это высокое искусство должно быть представлено партнёрам, тем более они его принимают с неподдельным интересом».
Что касается интереса, это действительно так. Он появляется у эмиратцев, есть и у россиян, проживающих на берегах Персидского залива. Всё чаще на крупных сценах ОАЭ показывают российские балетные и оперные гала-программы. Не говорю уж о гастролях представителей нашей поп-эстрады, для которой солидный прирост русскоговорящей общины в ОАЭ стал в том числе источником приличного заработка.
Российские бизнес-объединения теперь регулярно проводят фестивали наших брендов, Минкульт продвигает в ОАЭ кинопродукцию, музейное дело, книги. К слову, ещё одним элементом Дней культуры стало открытие 4 ноября масштабного стенда Роскино в рамках Dubai International Content Market – флагманской отраслевой выставки кинопродукции и технологий. Параллельно с этим (правда, вне официальной программы дней) в эмирате Шарджа открылась уже знаменитая – крупнейшая в арабском мире – книжная ярмарка, где впервые в её истории запланированы выступления знаковых российских поэтов Максима Замшева и Михаила Левантовского.
Ещё один штрих: этот календарный год в ОАЭ завершится серией гастролей мастеров академической школы: в конце ноября театр «Санктъ-Петербургъ Опера» привезёт в Дубай «Риголетто» Верди, а в декабре Дубайская опера приобщится к театральному предрождественскому ритуалу: на её сцене дадут «Щелкунчика» Чайковского в представлении артистов Астраханского театра оперы и балета.
Вполне очевидно, что культурное взаимодействие между нашими странами набирает обороты, появляются немалые возможности показать культуру России во всем её многообразии – от классики до популярных жанров.