Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В ад на белом коне

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Владимир Федюк. Керенский. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 406 с.

«Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было!» Эта фраза из гоголевской комедии постоянно приходит на ум, когда читаешь книгу. И неслучайно. Ведь Александра Керенского называли именно Хлестаковым русской революции… А в молодости, когда он мечтал стать актёром императорских театров, его любимой ролью в любительских спектаклях был именно Хлестаков.  Вот такие совпадения!

Это про него сказано было умным русским человеком: «Так кончилась карьера бурного темпераментом, слабого духом, расхлябанного русского интеллигента, театрально-шумливого, но бессильно-неумелого диктатора…»

Но про него же молодой поэт Леонид Каннегисер, который совершит покушение на главного чекиста, будет схвачен и расстрелян, написал:

Тогда у блаженного входа
В предсмертном
и радостном сне
Я вспомню –
Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.

«В его личности, в его стремительном взлёте и падении нашло отражение сумасшедшее время, когда слова значили больше, чем дела, когда пьянящее чувство свободы толкало людей на страшные поступки, когда шкурничество маскировалось под идеализм, а идеализм служил оправданием убийства и предательства».

Автор тут совершенно прав. Человек, подобный Керенскому, подслеповатый позёр, актёр-любитель, зачастую просто не помнивший свои речи, не знавший, о чём он будет говорить, мог померещиться освободителем России только в эпоху общего помутнения сознания, которую сами герои называли «эпохой свободы и надежд». Действительно, надежд и упований у них было с избытком. Они, собственно, и способны был лишь уповать на то, что в огромной, трудной, вздыбленной стране, где противоречия накапливались веками и вдруг выплеснулись наружу, всё само собой уложится, а им надо лишь произносить красивые слова о царстве добра и свободы.

Кстати, сегодня читать речи того же Керенского мучительно и стыдно. Трескучие фразы, не имевшие отношения к реальности. Но ведь их слушали, им рукоплескали, дамы падали в обморок от избытка чувств при виде своего героя. Сумасшедшее время...

Керенский прожил очень долгую жизнь – почти девяносто лет. Но почти две трети этой жизни были жизнью «после смерти». Писательница Нина Берберова назвала его «человеком, убитым 1917 годом». Если согласиться с этим определением, можно лишь уточнить, что и тут всё вышло по Гоголю – семнадцатый год его породил, он же его и убил.

Олег КОСТИН

Обсудить в группе Telegram

Олег Костин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS