Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В амбициозной слепоте

01 января 2007

ПОЛЕМИКА: «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?»

Вопрос о том, каким образом использовать особенности национального характера в процессе модернизации нашей страны, не нов, но от этого его острота не убавилась. Об этом были статья писателя Андрея Столярова «Комплекс духовности» и реплика телеведущего передачи «Кто мы?» Феликса Разумовского «От мифа к мифу»

(«ЛГ» № 20), а также эссе писателя Татьяны Набатниковой «Спасёт ли нас «общее дело», реплика журналиста Валерии Олюниной «Код русскости» («ЛГ» № 23), мнение поэта и публициста Марины Кудимовой «Русский Робинзон ждёт русскую Пятницу» («ЛГ» № 25) и статья профессора Александра Казина «Умом «русскую идею» не понять» («ЛГ» № 29). Сегодня мы продолжаем разговор.

Как же не оригинален писатель Андрей Столяров («Комплекс духовности»), начавший свою статью за упокой, а кончивший во здравие! Дескать, любим оправдывать свою отсталость особенностями менталитета; за неимением лучшего демонстрируем всем свою «духовность», а тем временем совершенно «недуховные самураи» превратили Японию в процветающую индустриальную державу. «Вот с кого следовало бы брать пример», – наставляет автор.

Вы, батенька, или не знаете, или лукавите: давно берём! Только не мы – народ (уж простите за такое выспреннее слово), а те владельцы заводов и пароходов, кто, завидуя японскому благополучию, желает «сделать себе так же». Нашими, естественно, руками.

Александр Морозов. Выход из церкви в Пскове, 1864 (фрагмент)Один пример. С 50-х годов существует в Нижегородской области завод по производству снегоболотоходов. Входит, как можно догадаться, в структуру автомобильной промышленности (впрочем, это слова – ни структуры, ни промышленности уже не существует). В перестроечную эпоху был заражён лихорадкой передела собственности и до сих пор от болезни не оправился. Хотя имеет одного большого начальника – Олега Дерипаску и входит в гигантскую корпорацию оного, завод постоянно меняет вывески, директоров, владельцев акций, подчиняясь то одной финансовой группе, то другой. В результате вместо прежней сотни вездеходов выпускает в год не более десяти. Но совсем закрыться или перепрофилироваться не может в силу каких-то неведомых нам причин.

А лет шесть назад завод стал площадкой по внедрению японской модели всеобщего управления производством и оборудованием – Total Produktive Maintenance. Поскольку точного перевода этого понятия не существует, её стали называть просто «производственной системой» (ПС). Целью ПС декларируется оптимизация процесса производства и сведение потерь к минимуму (почему не искоренение?). Но главное, как провозгласил один из топ-менеджеров, «ПС должна быть ориентирована на достижение глобальных задач компании».

И – началось!.. Прежде всего из обихода стали вымываться русские слова и обозначения. Или, если хотите, привычные. Никаких отныне «пришёл на участок», «приступил к работе», «поговорил с бригадиром» и так далее. Униженных вечной угрозой сокращения-увольнения рабочих (простите – операторов!) заставляют использовать, слушать, читать на многочисленных листовках такие слова, как транзакция, гемба, канбан, кайзен, пока-ёка и даже, прости Господи, мУда (ударение на первом слове). Попробуй хихикни или проигнорируй – будешь взят на заметку как не соблюдающий корпоративную этику.

Зачем всё это?! Вероятно, от жгучего желания собственников поскорее достигнуть мирового уровня производства, а с ним вожделенной успешности и богатства? А поскольку начать сразу с «бусидо» невозможно (попробуй в одночасье убедить русского мужика-работягу отречься от личных помыслов в пользу глобальных интересов непонятно кому принадлежащего предприятия), то начали с малого. С попыток изменить нашу форму мысли и её направление. И на полном серьёзе требуют обращаться к мастеру цеха по форме: «У меня на гемба появилась мУда».

– А не пошли бы вы со своими японскими штучками подальше! – злится рабочий и резко дёргает ручки фрезерного станка.

Он с ненавистью берёт разложенные перед ним металлические заготовки, даже не пытаясь увидеть за ними конечный продукт – сверкающий свежим покрытием красавец-вездеход, который якобы с нетерпением ждут на просторах родной страны.

Он и хотел бы гордиться вездеходом, как раньше; и плевать в принципе, кто руководит заводом, но сделать это мешают: а) невозможно скромная зарплата (15–20 тысяч в месяц при повальной дороговизне всего и везде) и б) чёткое ощущение своей механической заменяемости, а значит, ненужности заводу, какой бы высокой квалификацией он ни обладал и какие бы японские слова ни заучивал.

Парадокс, но это так. Проблема непрестижности рабочих профессий идёт именно сверху, от начальства, привыкшего смотреть на трудовую массу как на инструмент для последующего получения прибыли – не более. И всё то хорошее, нужное, прогрессивное, культурное даже, что внедряется на рабочих предприятиях, имеет одну цель: повысить конкурентность продукта. Вам будут ежемесячно выдавать свежую красивую спецовку, почти дёшево кормить в столовой, поздравлять с днём рождения не потому, что видят в вас личность и члена команды, а потому, что вы – производитель. Сегодня. Завтра появится другой производитель, продуктивнее вас, и тогда со спецовкой придётся распрощаться. А команда – это они, с акциями.

Замкнутый круг взаимного недоверия и нелюбви – вот что происходит на предприятиях, переставших быть государственными. В том числе в автопроме, где резко сменился высший менеджмент и на место советской номенклатуры пришли амбициозные молодые люди (не старше 40–43 лет), обученные новым правилам управления производством и финансами в бизнес-школах Лозанны и Лондона. Им в амбициозной слепоте поскорее бы создать «дзайбацу», потому что это «проектно и понятно», а прибыль – вообще альфа и омега, но – эта треклятая «русскость»! Эти особенности национального характера с болтовнёй о духовности – как тормозят их великие устремления! Такие, понимаешь, просторы, ресурсы, такие залежи пропадают!..

Выдержим мы характер или нет – увы, неизвестно. Но модернизироваться, конечно, надо. Только не хочется, чтобы при этом навязывали чужие правила и установки, а потом ещё и драли бы за это три шкуры.

Марина ВОРОНИНА, ГОРОДЕЦ, Нижегородская обл.

 

Код для вставки в блог или livejournal.com:

В амбициозной слепоте

Как же не оригинален писатель Андрей Столяров («Комплекс духовности»), начавший свою статью за упокой, а кончивший во здравие!

2010-09-01 / Марина ВОРОНИНА
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Марина Воронина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS