Вопрос о том, каким образом использовать особенности национального характера в процессе модернизации нашей страны, не нов, но от этого его острота не убавилась. Об этом были статья писателя Андрея Столярова «Комплекс духовности» и реплика телеведущего передачи «Кто мы?» Феликса Разумовского «От мифа к мифу»
(«ЛГ» № 20), а также эссе писателя Татьяны Набатниковой «Спасёт ли нас «общее дело», реплика журналиста Валерии Олюниной «Код русскости» («ЛГ» № 23), мнение поэта и публициста Марины Кудимовой «Русский Робинзон ждёт русскую Пятницу» («ЛГ» № 25) и статья профессора Александра Казина «Умом «русскую идею» не понять» («ЛГ» № 29). Сегодня мы продолжаем разговор.
Как же не оригинален писатель Андрей Столяров («Комплекс духовности»), начавший свою статью за упокой, а кончивший во здравие! Дескать, любим оправдывать свою отсталость особенностями менталитета; за неимением лучшего демонстрируем всем свою «духовность», а тем временем совершенно «недуховные самураи» превратили Японию в процветающую индустриальную державу. «Вот с кого следовало бы брать пример», – наставляет автор.
Вы, батенька, или не знаете, или лукавите: давно берём! Только не мы – народ (уж простите за такое выспреннее слово), а те владельцы заводов и пароходов, кто, завидуя японскому благополучию, желает «сделать себе так же». Нашими, естественно, руками.
Один пример. С 50-х годов существует в Нижегородской области завод по производству снегоболотоходов. Входит, как можно догадаться, в структуру автомобильной промышленности (впрочем, это слова – ни структуры, ни промышленности уже не существует). В перестроечную эпоху был заражён лихорадкой передела собственности и до сих пор от болезни не оправился. Хотя имеет одного большого начальника – Олега Дерипаску и входит в гигантскую корпорацию оного, завод постоянно меняет вывески, директоров, владельцев акций, подчиняясь то одной финансовой группе, то другой. В результате вместо прежней сотни вездеходов выпускает в год не более десяти. Но совсем закрыться или перепрофилироваться не может в силу каких-то неведомых нам причин.
А лет шесть назад завод стал площадкой по внедрению японской модели всеобщего управления производством и оборудованием – Total Produktive Maintenance. Поскольку точного перевода этого понятия не существует, её стали называть просто «производственной системой» (ПС). Целью ПС декларируется оптимизация процесса производства и сведение потерь к минимуму (почему не искоренение?). Но главное, как провозгласил один из топ-менеджеров, «ПС должна быть ориентирована на достижение глобальных задач компании».
И – началось!.. Прежде всего из обихода стали вымываться русские слова и обозначения. Или, если хотите, привычные. Никаких отныне «пришёл на участок», «приступил к работе», «поговорил с бригадиром» и так далее. Униженных вечной угрозой сокращения-увольнения рабочих (простите – операторов!) заставляют использовать, слушать, читать на многочисленных листовках такие слова, как транзакция, гемба, канбан, кайзен, пока-ёка и даже, прости Господи, мУда (ударение на первом слове). Попробуй хихикни или проигнорируй – будешь взят на заметку как не соблюдающий корпоративную этику.
Зачем всё это?! Вероятно, от жгучего желания собственников поскорее достигнуть мирового уровня производства, а с ним вожделенной успешности и богатства? А поскольку начать сразу с «бусидо» невозможно (попробуй в одночасье убедить русского мужика-работягу отречься от личных помыслов в пользу глобальных интересов непонятно кому принадлежащего предприятия), то начали с малого. С попыток изменить нашу форму мысли и её направление. И на полном серьёзе требуют обращаться к мастеру цеха по форме: «У меня на гемба появилась мУда».
– А не пошли бы вы со своими японскими штучками подальше! – злится рабочий и резко дёргает ручки фрезерного станка.
Он с ненавистью берёт разложенные перед ним металлические заготовки, даже не пытаясь увидеть за ними конечный продукт – сверкающий свежим покрытием красавец-вездеход, который якобы с нетерпением ждут на просторах родной страны.
Он и хотел бы гордиться вездеходом, как раньше; и плевать в принципе, кто руководит заводом, но сделать это мешают: а) невозможно скромная зарплата (15–20 тысяч в месяц при повальной дороговизне всего и везде) и б) чёткое ощущение своей механической заменяемости, а значит, ненужности заводу, какой бы высокой квалификацией он ни обладал и какие бы японские слова ни заучивал.
Парадокс, но это так. Проблема непрестижности рабочих профессий идёт именно сверху, от начальства, привыкшего смотреть на трудовую массу как на инструмент для последующего получения прибыли – не более. И всё то хорошее, нужное, прогрессивное, культурное даже, что внедряется на рабочих предприятиях, имеет одну цель: повысить конкурентность продукта. Вам будут ежемесячно выдавать свежую красивую спецовку, почти дёшево кормить в столовой, поздравлять с днём рождения не потому, что видят в вас личность и члена команды, а потому, что вы – производитель. Сегодня. Завтра появится другой производитель, продуктивнее вас, и тогда со спецовкой придётся распрощаться. А команда – это они, с акциями.
Замкнутый круг взаимного недоверия и нелюбви – вот что происходит на предприятиях, переставших быть государственными. В том числе в автопроме, где резко сменился высший менеджмент и на место советской номенклатуры пришли амбициозные молодые люди (не старше 40–43 лет), обученные новым правилам управления производством и финансами в бизнес-школах Лозанны и Лондона. Им в амбициозной слепоте поскорее бы создать «дзайбацу», потому что это «проектно и понятно», а прибыль – вообще альфа и омега, но – эта треклятая «русскость»! Эти особенности национального характера с болтовнёй о духовности – как тормозят их великие устремления! Такие, понимаешь, просторы, ресурсы, такие залежи пропадают!..
Выдержим мы характер или нет – увы, неизвестно. Но модернизироваться, конечно, надо. Только не хочется, чтобы при этом навязывали чужие правила и установки, а потом ещё и драли бы за это три шкуры.
, ГОРОДЕЦ, Нижегородская обл.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
В амбициозной слепотеКак же не оригинален писатель Андрей Столяров («Комплекс духовности»), начавший свою статью за упокой, а кончивший во здравие! |
КОД ССЫЛКИ: |