Исполнился год, как русская армия освободила Авдеевку. Битва стала символом стойкости наших бойцов. Не меньше стойкости нужно и гражданским в переходный период восстановления. До 2022 года население Авдеевки составляло 30 тысяч жителей, сегодня от 700 до 1000. Чтобы узнать, как обстоят дела в Авдеевке, туда отправилась наш корреспондент Наталья Курянская.
Еду в Авдеевку вместе с группой известных московских блогеров – Романом Антоновским, Алексеем Живовым, Святом Павловым, Кириллом Бенедиктовым, Святославом Голиковым. Выезжаем из Донецка на микроавтобусе, за рулём – глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин.
День морозный, ясный. Вроде как прекрасная погода, глаз радуется, но для нашего маршрута не слишком благоприятный. Чистое небо представляет опасность. Хотя фронт от Авдеевки в 40 километрах, «хаймарсов» и разного рода беспилотников никто не отменял. Поэтому едем быстро, едва ли не на предельной скорости.
Движемся сначала по Киевскому району Донецка. Денис Владимирович рассказывает, как находящийся близко к фронту район утюжили ВСУ. До тех пор, пока не взяли Авдеевку и её окрестности. Проезжаем мимо Путиловского моста на въезде в Донецк. Глава ДНР вспоминает, как в 2015 году, чтобы не допустить захода в столицу республики бандеровских танков, Путиловский мост пришлось взорвать.
Едем по дороге, ведущей в Горловку. Если повернуть направо – попадёшь в Ясиноватую, ещё один пригород Донецка, который уже 11 лет контролируется нами. Налево – дорога в Авдеевку. Денис Пушилин едет без навигатора, ориентируется легко, видимо, бывает в Авдеевке часто. И действительно, после разговора с местными жителями мы поняли, что реконструкция и восстановление гражданских объектов под строгим контролем главы ДНР.
По обе стороны дороги призраками стоят разрушенные объекты промзоны. От предприятий остались лишь части бетонных столбов и изрешечённые осколками и пулями листы поржавевшего металла.

По пути блогеры задают вопросы, Пушилин непринуждённо отвечает. Помимо проблем Авдеевки обсуждаются и другие темы: возрождение Мариуполя, ипотека под 2%, дорога на Горловку, которая скоро будет расширена, система «Купол Донбасса», которая за время существования смогла предотвратить 25 тысяч ударов врага ракетами и дронами. Обсуждаем и скандал, разыгравшийся в Белом доме между Трампом и Зеленским. Пушилин предостерегает: рано радоваться, надо всё подвергать сомнению, подходить к процессам, даже если они в нашу пользу, с трезвой головой. Вспоминает Стрелкова и его уход из Славянска. Считает, что Славянск и Краматорск нельзя было оставлять. Полагает, их можно было удерживать.
Первая остановка – около мемориала освободителям Авдеевки. Возвышается православный крест, рядом флагштоки со знамёнами подразделений, освобождавших город. Перед ними две башни – от БТР и танка. На мраморной плите высечен русский солдат с девочкой на руках. Марина Асеева, начальник Авдеевского территориального отдела – красивая, сильная духом, архетипический образ русской женщины – рассказывает, что девочка на памятнике – вполне конкретный ребёнок, до сих пор живёт с родителями в городе.
По пути заезжаем в храм Архистратига Михаила. Небольшой, из темно-жёлтого кирпича, золотые купола, здесь есть чудотворные иконы. Во время боевых действий храм пострадал, справа от алтаря пробоина в крыше, которую наспех залатали досками. Отец Алексей обнимается с Денисом Пушилиным, они давно знакомы. Батюшка рассказывает о приходе, о том, что на Пасху у него собирается до 100 прихожан.
Едем дальше. Подъезжаем к разрушенному дому, у разорванной взрывом снаряда стены лежат цветы. Тут сгорели люди заживо, рассказывает Марина Асеева. Нашли 14 тел. Людское горе ощущается здесь физически…
Центр города – это в основном хрущёвки с вкраплениями брежневских панельных домов, у которых снесены артиллерией крыши. Оттуда работали снайперы и боевые расчёты ВСУ, нещадно бившие по нашим позициям. Стены пятиэтажек в значительной степени целы, но без окон – ощущение мучительной пустоты.

Подъезжаем к первому, почти восстановленному дому. В правом крыле ещё идут восстановительные работы, но дом ожил. Подходит женщина средних лет, Елена Михайловна, бодро обращается к Пушилину: «Благодаря вам и руководству города мы получили квартиры. Спасибо, что лично контролируете восстановление». Женщина рассказывает: «Я местная, как и остальные жильцы. У нас есть свет, горячая и холодная вода, в домах тепло. Мы быстро оформили российские паспорта. Сегодня сфотографировались – через три-четыре дня граждане. Паспорт – это и пенсии, и другие социальные выплаты. Транспорт в Донецк ходит, связь есть, телевизор показывает».
В Авдеевке работают магазины, есть пока только одно кафе, раз в неделю принимает МФЦ. Женщина постоянно благодарит Дениса Владимировича, тот смущённо улыбается: «Не надо меня так часто хвалить!» Глава ДНР объясняет: «Нам главное перезимовать, а дальше жизнь будет улучшаться». Бойкая женщина зовёт посмотреть её квартиру. Действительно, симпатичный качественный ремонт, тепло, светло, бойлер, телевизор. Можно жить.
Двигаясь по городу, встречаем местных полицейских, они рассказывают о службе. Задачи разнообразны – поиск схронов с оружием и взрывчаткой, оставшихся после украинских боевиков, решение возникающих, хотя и не часто, бытовых конфликтов.
Едем в пункт выдачи гуманитарной помощи, там нас ожидает сюрприз – самовар, заварники с чаем и блины. Марина Асеева комментирует: «А как же, ведь Масленица! Мы со всей душой готовились к встрече гостей из Москвы». Спасибо за такой радушный приём!
Вообще в Авдеевке, как мне показалось, всем заправляют женщины. Мэр – женщина, жизнь в домах организовывают женщины-энтузиастки.
Подъезжаем к одному из домов. «Его по идее легче было бы снести и выстроить заново. Но дом был построен к Олимпиаде, и жильцы очень хотели его сохранить. И мы его сохранили», – рассказывает Денис Владимирович. Всем в доме руководит Людмила Николаевна. Они при встрече с главой крепко обнимаются – уже старые знакомые.
Людмила Николаевна вводит в курс дела: «Мы оставались тут даже во время боевых действий. Выжили. Наш дом не дом Павлова, конечно, но жильцы – герои. Над нашим домом флаг установило подразделение «Югра» из Ханты-Мансийска. И мы захотели, чтобы восстановлением занялись хантымансийцы. С помощью Дениса Владимировича так и было всё организовано. У нас есть вода, свет, в квартирах, где живут люди, вставлены пластиковые окна. Есть скважина, есть уголь. Есть всё…» Во дворе, где встречают нас жильцы дома, бегает несколько разнокалиберных по масти собак. Но одну местные жители особенно выделяют. Не помню, к сожалению, её кличку, но она спасала жизни людей здесь. Как нам рассказали, всегда бежала в противоположную сторону от прилёта, люди ориентировались по ней и за ней следовали…

Три часа мы ездим по городу, общаемся с местными. Видим, что люди постепенно, несмотря на пережитый ужас, обживаются, возвращаются к мирной жизни. Хотя, конечно, предстоит огромная работа по восстановлению. Стойкость тех, кто остался в Авдеевке, внимание к проблемам людей со стороны местной и республиканской власти дают повод для оптимизма.
Поездка по Авдеевке закончилась. С размышлениями, впечатлениями мы возвращались в Донецк. Там нас ждала встреча уже в безопасном и спокойном формате. Денис Владимирович, сидя в кресле напротив, столь же открыто и развёрнуто отвечал на наши вопросы. Я уверена, что приезд московских блогеров, людей известных, поможет разобраться, в том числе и аудитории за рубежом, в происходящем у нас в Донбассе.
Я не задавала вопросов, скорее высказала мнение. Объяснила, что считаю укрупнение медицинских центров не вполне правильным в наших регионах, что нельзя закрывать отделения гинекологии в районных больницах, в небольших населённых пунктах. Это противоречит целям, самой идее улучшения демографической ситуации и повышения рождаемости в стране, а такую задачу ставит перед нами президент и подчёркивает в своих выступлениях глава ДНР. В частности, об этом можно с уверенностью утверждать на примере наших городов Снежное и Торез. Для контроля женского здоровья, сохранения беременности, для экстренного родовспоможения гинекологические отделения должны оставаться в каждом городе, где такие отделения существуют, но никак не сокращаться. Глава сказал, что ещё раз рассмотрит ситуацию в этой сфере.
Проблема актуальна и в целом для медицины региона – необходимо сохранить ценные кадры, которые есть у нас в районных медучреждениях, сохранить сложившиеся традиции, школу. А специалистов высокого класса у нас немало, не растерять их в процессе реформ – важнейшая задача. Отрадно, что глава республики считает, что необходимо вдумчиво подходить к каждой конкретной ситуации.
Наталья Курянская, член Общественной палаты ДНР, Авдеевка–Донецк–Снежное