Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В автомобиле прошлого

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Нина Ростова. Немое кино и театр. Параллели и пересечения: Из истории развития и взаимопроникновения двух искусств в России в первой трети ХХ столетия. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 166 с.

Брошюра, поднимающая если не новаторскую, то по меньшей мере достаточно малоизученную нашим искусствознанием проблему, вышла под солидным грифом Российского государственного гуманитарного университета. Отсюда, вероятно, проистекает её слишком бросающаяся в глаза «диссертационность», которую можно также назвать и «школьностью» подхода. Которая, надо отметить, при всём при том не только не раздражает, а придаёт исследованию какое-то особое милое обаяние. 

Список библиографии из 216 пунктов: понятно, что автор внимательно проштудировал и Станиславского, и Эйзенштейна, и Пудовкина, и Мейерхольда, но в процессе работы обращался также и к ПСС В.И. Ленина и – что совсем уж неожиданно – к книге Даниила Данина «Нильс Бор». Одним словом, тема взрыхлена серьёзнейшим и скрупулёзным образом. Не может оставить равнодушным (мы вполне серьёзно) ни первая, открывающая труд фраза – «Человечество на протяжении веков хранит произведения искусства», – ни периодически встречающиеся на страницах «лирические отступления» с использованием запоминающихся метафор. Так, говоря о ранних лентах, «притворяющихся театром, только усовершенствованным» и далее о постепенном преодолении кинематографом «архаических сторон театра», Н. Ростова приводит следующее выразительное сравнение: протоавтомобиль, представлявший собой традиционную карету с бензиновым моторчиком вместо лошадей, и автомобиль следующего поколения, конструируемый уже в соответствии с «принципами автомобилизма». 

Рецензируемая книга, можно сказать, тоже периодически «притворяется». Например, родом текста всеобъемлющего, свободно переключающегося с истории на современность, доводящего научные изыскания до степеней концептуального высказывания. Но говоря о «растерянности» самого института отечественного театра на рубеже XX–XXI вв. (а этот уход в сторону от основной темы сам по себе показателен), Н. Ростова подкрепляет рассуждения конкретными примерами из сценической практики, долго цитирует выступления участников режиссёрской конференции, посвящённой 100-летию встречи в «Славянском базаре»… Но при этом как-то совершенно забывает о том, что кризис этот был вызван не только (а может быть, и не столько) эстетическими предпосылками, но явлениями социального и экономического порядка. 

Слишком явно читающееся стремление к «междисциплинарности» подхода приводит порой к прямо-таки обескураживающим выводам. Оказывается, Гоголь своими известными указаниями к исполнению немой сцены «Ревизора» и Пушкин финальной ремаркой «Бориса Годунова» ни много ни мало «предвосхитили кинематограф с его «стоп-кадром». Ровно с таким же успехом можно занести в ряды предвосхитителей и Вильяма Шекспира, и Софокла с Эсхилом. 

Но как бы то ни было, несмотря на все очевидные огрехи и шероховатости, появление этой «несвоевременной» книжки – с массой любопытных наблюдений, с богатым интеллектуальным багажом и, главное, с искренностью интереса к предмету – интереса, переходящего в любовь, – всё равно нужно и должно поприветствовать. Вот достойная пища для ума, мобилизующая твои мыслительные способности и внятно доказывающая, что в пристальном рассмотрении любых, даже на первый взгляд бесконечно далёких от нас материй всегда есть и актуальность, и глубокий смысл. 

А.В.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS