Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В Бабруйск, в Бабруйск!

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Десять докладов, написанных к Международной конференции по философии, политике и эстетической теории «Создавая мыслящие миры», проведённой в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. – М.: Издательская программа «Интерроса», 2007. – 192 с.

Xenia, или последовательный процесс. – М.: Московский музей современного искусства, 2007. – 448 с.

Бабруйск, как известно, столица Албании. Именно туда вас отправят для изучения «албанского языка», если вы без его знания попробуете влезть в славную когорту «сетевых падонкаф», то есть, говоря человеческим языком, представителей новоявленной удалой когорты особой интернет-субкультуры.
Та же судьба ожидает каждого, кто осмелится говорить о современном искусстве понятным языком. Однако выучив слова и их порядок, любая кухарка будет принята с почётом самым модным салоном, где сможет на равных участвовать в «производстве смыслов».
Вот две не без кичливости сделанные книги, выпущенные специально к прошедшей биеннале и призванные как подкрепить её интеллектуально, так и придать живое «человеческое лицо». «Доклады…» можно рассматривать как «учебник албанского» в своей предметной области, но можно читать и как материал по диагностике современной «новой левой». И с удивлением обнаружить, что российские мыслители если не в основаниях, то в радикализме выводов далеко оторвались от своих американских и европейских коллег. Пока те пережёвывают бесконечную жвачку политкорректности, апеллируя к насельникам арабских кварталов и квир-гетто, наши проявляют себя антигуманистами, не чуждыми влияний тончайших эстетических материй. И хотя «великий философ» Подорога оказывается нудным вузовским преподавателем, его трюизмы с лихвой окупает Борис Кагарлицкий, которого и «новым правым» почитать полезно. Кагарлицкий простыми словами излагает небанальные вещи, сближающие его с консервативной традицией и эстетикой тоталитарных стилей. Ещё дальше по антигуманной стезе идёт Михаил Рыклин. Вслед за Штокхаузеном и Бодрийяром он отстаивает право на «событие», возражая Фукуяме так, что и записной мизантроп позавидует. Кагарлицкому и Рыклину не хватает малости «антропологического пессимизма», чтобы влиться в животворящую струю «актуального мракобесия».
Диагноз: мы здоровы. Своевременная книга.
«Xenia», выпущенная специально к выставочному проекту О. Кулика «ВЕРЮ», напротив, поражает примитивностью мысли актуальных художников. Что, однако, является, если подумать, её достоинством. Живой язык тусовки всегда – документ потрясающей силы. Иначе как бы мы узнали об относительном скудоумии Пригова, серости Кулика, бедности мира, в котором живут творцы, обласканные Гельманом, Бакштейном и Швыдким?
При этом книга читается (если пропускать особо нудные фрагменты) довольно легко. Мысль не пребывает в постоянном тонусе, не говоря уже о сверхнапряжении. История создания «ВЕРЮ» изложена с хроникальной дотошностью. В очередной раз удивляешься, что результат у современных «мыслителей» (сама выставка) зачастую оказывается значительнее, чем её предпосылки.
К числу приятно поразившего относится анонимность автора, его любовь к героям, оформление книги с намёком на священный текст, божественный статус, орфографически приданный «-ск-сств-», средневековое именование глав. Стильно. Аутентично проекту.
Но «по албанскому» – всего лишь «тройка с минусом». 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS