КНИЖНЫЙ РЯД
Десять докладов, написанных к Международной конференции по философии, политике и эстетической теории «Создавая мыслящие миры», проведённой в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства. – М.: Издательская программа «Интерроса», 2007. – 192 с.
Xenia, или последовательный процесс. – М.: Московский музей современного искусства, 2007. – 448 с.
Бабруйск, как известно, столица Албании. Именно туда вас отправят для изучения «албанского языка», если вы без его знания попробуете влезть в славную когорту «сетевых падонкаф», то есть, говоря человеческим языком, представителей новоявленной удалой когорты особой интернет-субкультуры.
Та же судьба ожидает каждого, кто осмелится говорить о современном искусстве понятным языком. Однако выучив слова и их порядок, любая кухарка будет принята с почётом самым модным салоном, где сможет на равных участвовать в «производстве смыслов».
Вот две не без кичливости сделанные книги, выпущенные специально к прошедшей биеннале и призванные как подкрепить её интеллектуально, так и придать живое «человеческое лицо». «Доклады…» можно рассматривать как «учебник албанского» в своей предметной области, но можно читать и как материал по диагностике современной «новой левой». И с удивлением обнаружить, что российские мыслители если не в основаниях, то в радикализме выводов далеко оторвались от своих американских и европейских коллег. Пока те пережёвывают бесконечную жвачку политкорректности, апеллируя к насельникам арабских кварталов и квир-гетто, наши проявляют себя антигуманистами, не чуждыми влияний тончайших эстетических материй. И хотя «великий философ» Подорога оказывается нудным вузовским преподавателем, его трюизмы с лихвой окупает Борис Кагарлицкий, которого и «новым правым» почитать полезно. Кагарлицкий простыми словами излагает небанальные вещи, сближающие его с консервативной традицией и эстетикой тоталитарных стилей. Ещё дальше по антигуманной стезе идёт Михаил Рыклин. Вслед за Штокхаузеном и Бодрийяром он отстаивает право на «событие», возражая Фукуяме так, что и записной мизантроп позавидует. Кагарлицкому и Рыклину не хватает малости «антропологического пессимизма», чтобы влиться в животворящую струю «актуального мракобесия».
Диагноз: мы здоровы. Своевременная книга.
«Xenia», выпущенная специально к выставочному проекту О. Кулика «ВЕРЮ», напротив, поражает примитивностью мысли актуальных художников. Что, однако, является, если подумать, её достоинством. Живой язык тусовки всегда – документ потрясающей силы. Иначе как бы мы узнали об относительном скудоумии Пригова, серости Кулика, бедности мира, в котором живут творцы, обласканные Гельманом, Бакштейном и Швыдким?
При этом книга читается (если пропускать особо нудные фрагменты) довольно легко. Мысль не пребывает в постоянном тонусе, не говоря уже о сверхнапряжении. История создания «ВЕРЮ» изложена с хроникальной дотошностью. В очередной раз удивляешься, что результат у современных «мыслителей» (сама выставка) зачастую оказывается значительнее, чем её предпосылки.
К числу приятно поразившего относится анонимность автора, его любовь к героям, оформление книги с намёком на священный текст, божественный статус, орфографически приданный «-ск-сств-», средневековое именование глав. Стильно. Аутентично проекту.
Но «по албанскому» – всего лишь «тройка с минусом».