По вечерам в тихих улочках в районе Белорусского вокзала гуляет человек с собакой редкой породы – бернский зенненхунд. Кличка у пса тоже довольно редкая – Тагор. Прохожие обычно оглядываются на эту пару, а услышав кличку, придерживают шаг. Большой, весёлый пёс – философ?
Хозяина Тагора зовут Владимир Владимирович Кружалов. Он работает учителем истории и обществознания в московской гимназии № 1542. Кто-то считает, что история движется по кругу, кто-то – что по спирали. Для Кружалова она просто движется и ни минуты не стоит на месте. И если ты двигаешься сам, то ты и есть история.
А потому Владимир Кружалов старается всё время двигаться. Это стало его привычкой. С друзьями детства он любит путешествовать по стране. Походы на байдарках дарят ему новые ощущения. Он охотно показывает фотографии. В них и суровая красота приполярной Карелии, и Калининград, и Петропавловск-Камчатский, и Махачкала – вот только начало длинного списка его путешествий.
Если вам повезёт и он разговорится, то расскажет, как ему хочется, чтобы его пятиклашки поскорее подросли и составили ему компанию. Ему и, конечно, друзьям детства. Он верит, что его ученики не будут ленивыми, ведь иначе не понять истории, её постоянного, неуклонного и неторопливого движения.
Ему далековато добираться до гимназии. Бывает, что компанию ему составляет жена, которая работает там же и тоже учителем.
– А как её зовут и какой предмет она ведёт?
На это Владимир Кружалов с какой-то детскостью отвечает: «Не скажу».
– Почему? – удивляюсь я.
– Потому что вы – журналист. Первого сентября, в самый главный школьный день, приезжали телевизионщики. Пять с лишним часов снимали фильм о нашей гимназии, назвали время, когда его покажут. Все мои ребята ждали, сидели перед телевизорами, и что? Несколько минут на экране был наш директор – и всё.
Я заговорил о сетке, о главных и выпускающих редакторах, о двигателе торговли – рекламе. Но он устало отмахнулся:
– Мне абсолютно всё равно. Но ученики, пять с лишним часов пробывшие в роли актёров, оторвавшие от занятий учебные часы, которых и так катастрофически не хватает… Ведь они ждали! И главное – никаких извинений. Наверное, можно было бы потом как-нибудь заехать в гимназию, зайти на урок и просто извиниться. А я учу ребят этике, где уважение к другим является основой уважения к самому себе. И что теперь получается? То ли я их не тому учу, то ли телевидение у нас совсем не воспитанное.
Весь прошлый год в российской образовательной сфере можно назвать «годом Владимира Кружалова». Он стал победителем конкурса «Лучший учитель Москвы 2009 года» и пятым в конкурсе «Лучший учитель России».
– Я не планировал участвовать в состязаниях, считая главным признанием профессионализма грамоты, победы учеников на различных олимпиадах, уважение коллег, но перед увещеваниями мудрого директора гимназии не устоял. Мне казалось, что я должен выпасть уже из окружного этапа.
– Это скромность или неверие в свои силы?
– Ни то и ни другое. Я знал имена победителей предыдущих конкурсов и относился к ним так же, как относились древние греки к богам-олимпийцам: почитал, но до конца не был уверен в их реальном существовании.
– Сейчас уверены?
– Ещё бы. Я встретился с интересными, неравнодушными людьми, поучился у них, зарядился творческой энергией. Если я и не приобрёл друзей, то товарищей и единомышленников у меня стало значительно больше. Это люди, для которых работа в школе не превратилась в рутинное ремесло, с ними по-настоящему интересно.
В апреле 2009 года Владимир Владимирович Кружалов стал лауреатом ещё и конкурса «Грант Москвы в сфере образования». В следующем месяце победил в состязаниях в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ещё раньше, в феврале, Западное окружное управление образования отметило почётной грамотой его личный вклад в развитие системы образования округа и города.
Но даже после того, как Департамент образования Москвы наградил Владимира Владимировича почётной грамотой, он продолжал считать всё происходящее чем-то фантастическим, нереальным, не имеющим к самому процессу обучения никакого отношения. Ведь как историк он знает множество примеров недостойных побед и весьма достойных поражений.
Заслуги учителя выражаются заслугами его учеников. Настоящие победы – вот они: в декабре 2008 года пятнадцать его учеников-десятиклассников стали победителями интернет-олимпиады, посвящённой 67-й годовщине Битвы под Москвой. Гимназическая команда «Наследники» заняла первое место на окружном этапе городского конкурса «Символы и награды России». И это только небольшая толика достижений его учащихся.
Сам Владимир Кружалов стал историком благодаря своему учителю Михаилу Николаевичу Воробьёву, который научил любознательного ученика думать и мыслить историческими событиями. Ведь если философ мыслит философскими категориями, а художник – образами, то историк, без сомнения, – историческими событиями. Учитель Михаил Николаевич – частый гость в семье Кружаловых, Владимир Владимирович считает его своим старшим другом.
Кружалов видит свою основную задачу не в том, чтобы его ученики без запинки выдавали даты и тараторили зазубренные тексты. Вне исторического контекста невозможно понять ни литературное произведение, ни живопись, ни музыку. В одну историческую эпоху, говорит он, Анна Каренина едва ли не куртизанка, в другую – героиня. Если же рассматривать этот роман вне исторического контекста, он потеряет больше половины своей истинной художественной ценности.
Владимир Владимирович достаёт объёмистый блокнот:
– Здесь списки книг, музыкальных произведений, иллюстрирующих эпоху, выписки из исторических источников и карточки с цитатами философов. Надеюсь, они помогут задуматься моим ученикам над прошлым, ощутить свою причастность к историческим эпохам. Хочу, чтобы они научились видеть и понимать: история не только то, что «было», но и то, что «есть сейчас». Она рядом – достаточно протянуть руку.
– Бытует суждение, что история – это мнение победителей. Если политики вдруг потребуют, например, чтобы вы говорили детям, что во Второй мировой войне победили США, как вы отреагируете на это?
– С точки зрения историка, история – не мнение победителей, как это видится политикам, а цепь исторических фактов, из сочетания которых делается соответствующий вывод. Я познакомил бы своих учеников с фактами, предоставил бы им документальное подтверждение. Надеюсь, мои ученики сами ответили бы на вопросы, почему знамёна поверженных фашистских дивизий бросали не на лужайку перед Белым домом, а на брусчатку Красной площади, и почему пленные гитлеровцы строили дома в Москве, а не в Нью-Йорке или Вашингтоне. Думаю, мои ученики сделали бы правильные выводы. И личное дело каждого учителя, что для него первично, а что вторично: признание своих учеников и их знания или чьё-то одобрение.
Владимиру Кружалову не нравилось, что в ходе проведения конкурса на звание «Лучший учитель России-2009» устроители регулярно выдавали нечто вроде рейтинговых памяток. По его мнению, это сеяло раздоры между конкурсантами, и он публично… порвал листок. Те, кто ознакомился с тем рейтингом, говорят, что Кружалов был в нём первым. Такое поведение не понравилось жюри, но для самого Владимира Владимировича их мнение было вторичным. Добрые же отношения с теми конкурсантами, в которых он признал своих единомышленников, остались таковыми и вне конкурса. Значит, это и было для него, Кружалова, первичным.
– Неужели нет радости от того, что вы признаны лучшим учителем столицы?
– Я очень доволен тем, что префектура Западного административного округа выделила сертификат на 100 000 рублей. Все их я инвестировал в ремонт и оборудование одного из учебных кабинетов нашей гимназии. А радость? Что может быть радостнее того, что недавно мой ученик, выпускник 2000 года Григорий Камчатнов, защитил кандидатскую диссертацию по истории? Я вот пока отстаю …