Москва, без сомнения, самый состоятельный город страны. На этот год утверждён рекордный бюджет – почти 1 трлн рублей доходов, что на четверть больше прошлогоднего. Как будут истрачены деньги и какие направления требуют серьёзных затрат сегодня? Об этом рассказал депутат Московской городской думы, председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь АНТОНОВ.
Деньги для города
– Игорь Евгеньевич, за счёт каких ресурсов растёт столичная казна?
– Действительно, городской бюджет ежегодно растёт в среднем на 25–35%. Основной источник пополнения казны – деньги налогоплательщиков, как организаций, так и физических лиц.
– И как они расходовались в прошлом году? Были ли нарекания?
– Совсем недавно на заседании московского правительства подвели итоги прошлого года. Можно сказать, что для Москвы год был удачным. Бюджет 2007 года мы планировали с дефицитом в 121 млрд 351,8 млн руб., а выполнили с профицитом – 30,5 млрд руб. Доход составил 956 млрд 196 млн руб. Все программы были профинансированы полностью. Единственное замечание, за что очень серьёзно критиковали правительство, – финансовая дисциплина. В первом полугодии идёт неспешная работа по размещению государственных заказов, по подготовке проектно-сметной документации на строительство объектов, проведению конкурсов и т.д. Почти 50% расходов приходится на четвёртый квартал. Постараемся в этом году решить проблему: пораньше разместить городские заказы, включать их в адресную инвестиционную программу только с готовой проектно-сметной документацией.
Значительные средства из городской казны, как и планировали, истрачены на социальные программы: на помощь семьям, где растут дети (2007-й был в столице объявлен Годом ребёнка), на комплексную программу социальной защиты москвичей.
– По сравнению с прошлым годом какие-то изменения в структуре бюджета произошли?
– Сейчас параметры бюджета таковы: доходы – почти 1 трлн руб., расходы – 1 трлн 207 млрд руб. Нам ещё нужно будет внести изменения в закон о бюджете на этот год – распределить свободный остаток, образовавшийся на 1 января 2008 года. Думаю, что можно будет в доходную часть бюджета добавить 50 млрд руб.
Запланировано значительное увеличение расходов по трём направлениям: социальная сфера, капитальный ремонт жилого фонда, адресная инвестиционная программа.
Дороги, равняйсь!
Жильё, стройся!
– На социальные нужды пойдёт более 80% бюджета, если учитывать строительство жилья для очередников, образование, здравоохранение, доплаты к пенсиям, – продолжает Игорь Антонов. – Намечено дважды – в феврале и декабре – увеличить доплаты неработающим пенсионерам. Их доход с 1 декабря составит 1,5 прожиточных минимума, а в 2009 году, как мы планируем, – 2 прожиточных минимума. На поддержку семей с детьми Москва направит около 10 млрд руб. В Год семьи также дважды будут увеличены пособия детям, потерявшим кормильца. Зарплата бюджетников повысится на 40%. С 1 мая тарифная ставка первого разряда увеличится на 15%, а с 1 сентября – на 20%. Городской минимум оплаты труда бюджетников будет в мае 6800 руб., а в сентябре – 7500 руб.
Реализация всех национальных проектов в Москве подкреплена финансовыми ресурсами, в том числе и по строительству жилья. Город всегда строил по 400 тыс. кв. м социального жилья в год, обеспечивая в первую очередь очередников. И в этом году будут действовать программы по социальной ипотеке, переселению из ветхого и пятиэтажного жилищного фонда, «Молодой семье – доступное жильё». Намечено построить почти 2,5 млн кв. м, на что будет истрачено 80 млрд руб. бюджетных средств. Правда, иногда получается, что проще, выгоднее и быстрее купить квартиры для очередников.
Сейчас много квартир город покупает в Московской области. Подготовка площадок и обременения, связанные со строительством, затягивают ввод жилья в городе. А в области наши московские строительные компании возводят новые микрорайоны с готовой инфраструктурой и предлагают квартиры на продажу. Но не все очередники готовы уехать из города в область. И даже если уезжают, то работать они продолжают в столице. Это значит, что нужно регулировать транспортные потоки. Область не расширяет свои магистрали, нагрузка опять ложится на столицу. На решение дорожных проблем отводится 90 млрд руб.
Около четверти бюджета решено выделить на поддержку городского хозяйства.
Мы серьёзно относимся к реализации национального проекта «Здоровье». На здравоохранение пойдёт более 100 млрд руб. Необходима модернизация медицинских учреждений – строительство новых поликлиник, больниц, капитальный ремонт старых медучреждений, но прежде всего – покупка дорогостоящего диагностического оборудования. Мы отстаём сейчас по нормативам амбулаторного обследования. От избирателей много жалоб на очереди в поликлиниках.
– Важная статья расходов – капитальный ремонт многоэтажек…
– На эту программу из казны города пойдёт 40 млрд руб. И около 2–2,5 млрд руб. надеемся получить из федерального фонда.
Капитальный ремонт, это обсуждалось с мэром, предусматривает утепление домов, имеющих большие тепловые потери. Чаще всего промерзают углы, где плохо состыкованы плиты. В некоторых случаях, чтобы утеплить сами конструкции дома, будут делать новый фасад из облицовочных плит, предварительно положив утеплитель. Но больше всего уходит тепла через крышу. Утеплитель на чердаках уже не соответствует современным нормам и требованиям, и его, разумеется, нужно поменять. Деревянные рамы за 25–30 лет рассохлись, не открываются и не закрываются. Особенно в подъездах. Естественно, придётся ставить стеклопакеты, которые сохраняют тепло и создают комфорт.
Но самое главное – должно быть регулируемое потребление тепла. У нас до сих пор регулировка централизованная, приборы учёта ставят на весь дом. Необходимо, чтобы жители могли сами регулировать температурный режим в квартире и платить за это по счётчику.
Программа капитального ремонта предполагает модернизацию электрических сетей, замену старой электропроводки на новую, с более высокой пропускной способностью. Сейчас в каждой квартире множество электроприборов, проводка не выдерживает.
– Что включает в себя инвестиционная программа строительства?
– Мы не меняем нашу стратегию. Основные направления – создание городских энергетических мощностей, строительство социальных, культурных и спортивных объектов. Например, третий год строим по 100 детских садов. Всего будет потрачено 409 млрд руб.
Тепло и свет столицы
– В последние годы не раз говорилось об энергетических проблемах, которые тормозят развитие города.
– Правительство столицы приняло решение приобрести у РАО ЕЭС России в собственность города блокирующий пакет акций открытого акционерного общества «Мосэнерго». На покупку 26,44% акций затрачено 57 млрд руб. бюджетных средств. Мы сэкономили 785 млн руб. за счёт досрочного, до 1 марта, выкупа акций.
В городе серьёзнейший дефицит электроэнергии. Необходимо строить электростанции и вводить дополнительные энергетические мощности. Для Москвы очень важно влиять на политику акционерного общества. Оно у нас – основной поставщик электрической и тепловой энергии. Теперь мы в состоянии блокировать решения, которые будет принимать «Мосэнерго», если они идут вразрез с интересами москвичей.
Второй немаловажный момент – это взаимоотношения с Газпромом. Существуют очень сложные проблемы, связанные с балансом потребления газа прежде всего энергетическими объектами города. Газпром неоднократно заявлял, что газа на внутреннем рынке на всех не хватает из-за больших экспортных поставок. Компания предлагает переводить потребителей на другие виды топлива: уголь, торф, мазут. Если в каком-то городе это реально, то в Москве категорически невозможно. У нас сложная экологическая ситуация, связанная с автотранспортом. Если ещё добавить выбросы от потребления мазута, то обстановка резко обострится. Тут же увеличится в воздухе содержание сернистых элементов. Основным видом топлива в Москве может быть только газ. Все районные тепловые и электрические станции работают на газе, кроме угольной ТЭЦ-22 в районе Капотни.
Помимо участия в работе «Мосэнерго» город развивает своё тепловое хозяйство. Существует программа по развитию малой энергетики. Например, в Коломенском, Кожухове, Молжанинове сейчас строятся газотурбинные электрические станции. Появится электрическая станция и на РТС в Тёплом стане. Пока там работает только тепловая станция.
И здесь со стороны Газпрома мы встречаем откровенное противостояние. Хотя политика государства, её продекларировали и В. Путин, и Д. Медведев, прежде всего позаботиться о развитии своей экономики. Путин, когда говорил о стратегии развития страны до 2020 года, поставил задачу модернизировать всю экономику. А развитие экономики потребует топливно-энергетических ресурсов. Конечно, в обеспечении топливно-энергетическими ресурсами основное внимание мы должны уделять своей стране. А потом уже смотреть, кому и как экспортировать излишки.
– Запад занимается поиском альтернативных источников энергии.
– Любой дефицит в рыночной экономике порождает мотивацию как у научных работников, так и у инженерно-технического персонала для поиска альтернативы. Идут исследования по использованию биотоплива, в частности, в двигателях внутреннего сгорания. Кстати, одна из причин роста цен на зерновые культуры вызвана тем, что из них пытаются сделать биотопливо и перевести на него двигатели внутреннего сгорания.
Чтобы не просчитаться, нужно идти хотя бы на полшага вперёд.
Москва сильна соседями
– Будет ли город поддерживать промышленность?
– С учётом перспектив развития страны оказываем помощь промышленным предприятиям в модернизации оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции. Но предприятия, которые наносят ущерб экологии, стремимся выводить за пределы столицы.
Создана специальная комиссия правительства Москвы, которая рассматривает заявки и затем принимает решение о выделении бюджетного кредита. Обратиться может любое предприятие, если есть программа модернизации, бизнес-план и оно докажет, что продукция конкурентоспособна по качественным показателям. Ежегодно на поддержку промышленности закладываем в бюджет 3,5 млрд руб. А могли бы и 20 млрд заложить, но нет проектов. Инертность большая.
– В бюджете предусмотрены и вложения в сельскохозяйственные предприятия Московской области, а также Тамбовской, Курской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей. Насколько Москве это необходимо?
– Я считаю, чем лучше будут развиваться регионы, тем лучше и для Москвы, и для страны. Есть успешные решения, в частности, по завозу плодоовощной продукции. У нас с хозяйствами договоры, по которым мы авансируем их во время посевной при закупке горюче-смазочных материалов. А они поставляют продукцию: морковь, картошку, лук, капусту.
Заложены значительные суммы в уставные капиталы развития региональных аэропортов – Нижнего Новгорода, Волгограда, Воронежа, Калуги, Брянска, Липецка, Петрозаводска, Тамбова, Иваново, Калуги. Создаются совместные акционерные общества.
– Не первый год обсуждается тема объединения столицы с областью. Что вы думаете по этому поводу?
– В 30–40-х годах Москва и область были объединены. Объединившись сейчас, могли бы состыковать развитие генерального плана Москвы с планом области, нашли бы точки соприкосновения. Было бы намного проще решать чисто стратегические задачи: с землёй, строительством, переводом предприятий за пределы столицы, даже с теми же свалками. Мы платим баснословные деньги за свалки, куда вывозим бытовой мусор. Мусоросжигательных заводов не хватает. Планируем в ближайшие несколько лет построить дополнительно 5 мусоросжигательных заводов.
Для города очень важно, как область обращается с лесным фондом, с «лёгкими» Москвы, что будет с дорогами. Вот один пример. Сейчас расширяем Ленинградское шоссе, дойдём до кольцевой дороги. А дальше будет огромная пробка. Областные власти считают, что забота о дорогах – дело федералов, а томиться в пробке будут и горожане, и жители Подмосковья.
От объединения выиграли бы и жители области. На них распространились бы наши социальные программы: льготы, надбавки, оказание услуг.
По Конституции РФ вопрос об изменении границ должен решаться с взаимного согласия субъектов, а это значит – на референдуме. Я думаю, что объединение – это перспектива ближайшего будущего.
Беседовала
Наша справка
Игорь Евгеньевич Антонов родился в 1956 году. Окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО «Мосэнерго».
Депутат Московской городской думы второго (1997–2001 гг.) и третьего (2001–2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом столичной думы 4 декабря 2005 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы думы.