Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 сентября 2020 г.
  4. № 39 (6754) (30.09.2020)
Политика

В чужом спектакле

Какую роль играет российская культура в политической жизни Белоруссии?

30 сентября 2020

Второй месяц мир наблюдает за политическим спектаклем, местом постановки которого стала Белоруссия. Но, глядя с востока, трудно не загрустить. Россия выступает одним из главных действующих лиц постановки, даже когда в неё и не вмешивается. При этом у нас там нет ни заранее подготовленных «своих людей» и организаций, ни собственного сценария. А единственная надежда – выиграть от взаимного ослабления противоборствующих сторон. Не странно ли для крупнейшего игрока и, казалось бы, хозяина положения?

В ходе предвыборной кампании Лукашенко представал перед народом, среди прочего, как защитник суверенитета страны от посягательств Москвы. Заранее усердно работали белорусские СМИ, исподволь подогревая в обществе страх перед Россией. Делалось всё так убедительно, что даже самозваные лидеры оппозиции, открыто имеющие западную привязку, не стали поднимать тему отношений с РФ и «лезть поперёд батьки в пекло». Впрочем, это никого не должно вводить в заблуждение: приди они к власти, их реальная политика окажется совсем русофобской.

По соцопросам белорусы в большинстве настроены пророссийски. Но в развернувшемся соревновании по перетягиванию каната они не представлены. Часть сторонников интеграции с Россией пошла на улицы бунтовать против президента, благо он всё для этого сделал. Однако пророссийские участники там – не «хозяева дискурса», и сохранять свои взгляды им будет непросто. Другая часть, прислушавшись к позиции Москвы (не раскачивать лодку), решила отсиживаться дома. Однако ни те, ни другие по большому счёту не на виду, их голос слаб. Чем это может закончиться, мы видим по Украине.

В начавшемся спектакле у России важнейшая роль. Но у Запада есть своя Россия: она всегда вовремя «отравляет» кого надо, «обстреливает», «провоцирует», «разгоняет» и «угрожает». И, к сожалению, настоящая Россия не прочь иногда подыграть (к пущей радости режиссёров).

Самое главное, что происходит в Белоруссии, совершается, однако, не на уровне политики, а в культуре. Политический спектакль формирует структуры большой длительности, в расчёте на будущее – новое самосознание общества, его идентичность. И цель действа даже не в победе одной из сторон, а в должном воздействии на зрителя. Чтобы он потом делал «правильный выбор».

С режиссёрской точки зрения смысл спектакля, «драматургический конфликт» – в борьбе между свободой и принуждением, гражданской доблестью и рабством, Западом и Востоком. За Запад играет Польша с подпевалами, за Восток – Россия в виде большой тени во всю сцену. Старый миф об извечной рабской сущности России с её оборотной стороной, тиранией, должен подтверждаться актами противоборства с рыцарем свободы и справедливости – Западом.

Поводы воспринимать происходящее на политической сцене именно так – существуют. Ведь наше государство нередко позиционирует себя как опора властей против «народных движений». К сожалению, ещё и потому, что редко пыталось в своей истории эти движения формировать. Активность, наступательность в гуманитарной сфере всё ещё остаются слабым местом нашей работы за рубежом.

Когда спектакль сыграют, в гражданской мифологии, исторической памяти Белоруссии наверняка останется именно та роль России, которую ей определили поляки. И вполне вероятно, эти воспоминания будут побуждать белорусов делать выбор не в нашу пользу. Мы вновь играем в чужой пьесе и в весьма несимпатичной роли.

Есть серьёзная причина задуматься: может, стоит своевременно ломать чужие сценарии? Тем более что настоящая русская культура (а не масскульт), носителем которой является почти всё население Белоруссии, имеет большую традицию народного самоопределения и свободолюбия. Мы вполне способны ставить свои спектакли.

Тэги: Россия Белоруссия Олег Неменский Польша Лукашенко
Обсудить в группе Telegram

Олег Неменский

Олег Борисович Неменский (род. 25 августа 1979 ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Проигрыш победителя

    18.10.2023
  • Алексей Пушков: «Америке ударила в голову однополярность»

    13.04.2023
  • Доброволец по зову сердца

    25.09.2022
  • Рефлексия начнется завтра

    20.09.2022
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    12.09.2022
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS