Второй месяц мир наблюдает за политическим спектаклем, местом постановки которого стала Белоруссия. Но, глядя с востока, трудно не загрустить. Россия выступает одним из главных действующих лиц постановки, даже когда в неё и не вмешивается. При этом у нас там нет ни заранее подготовленных «своих людей» и организаций, ни собственного сценария. А единственная надежда – выиграть от взаимного ослабления противоборствующих сторон. Не странно ли для крупнейшего игрока и, казалось бы, хозяина положения?
В ходе предвыборной кампании Лукашенко представал перед народом, среди прочего, как защитник суверенитета страны от посягательств Москвы. Заранее усердно работали белорусские СМИ, исподволь подогревая в обществе страх перед Россией. Делалось всё так убедительно, что даже самозваные лидеры оппозиции, открыто имеющие западную привязку, не стали поднимать тему отношений с РФ и «лезть поперёд батьки в пекло». Впрочем, это никого не должно вводить в заблуждение: приди они к власти, их реальная политика окажется совсем русофобской.
По соцопросам белорусы в большинстве настроены пророссийски. Но в развернувшемся соревновании по перетягиванию каната они не представлены. Часть сторонников интеграции с Россией пошла на улицы бунтовать против президента, благо он всё для этого сделал. Однако пророссийские участники там – не «хозяева дискурса», и сохранять свои взгляды им будет непросто. Другая часть, прислушавшись к позиции Москвы (не раскачивать лодку), решила отсиживаться дома. Однако ни те, ни другие по большому счёту не на виду, их голос слаб. Чем это может закончиться, мы видим по Украине.
В начавшемся спектакле у России важнейшая роль. Но у Запада есть своя Россия: она всегда вовремя «отравляет» кого надо, «обстреливает», «провоцирует», «разгоняет» и «угрожает». И, к сожалению, настоящая Россия не прочь иногда подыграть (к пущей радости режиссёров).
Самое главное, что происходит в Белоруссии, совершается, однако, не на уровне политики, а в культуре. Политический спектакль формирует структуры большой длительности, в расчёте на будущее – новое самосознание общества, его идентичность. И цель действа даже не в победе одной из сторон, а в должном воздействии на зрителя. Чтобы он потом делал «правильный выбор».
С режиссёрской точки зрения смысл спектакля, «драматургический конфликт» – в борьбе между свободой и принуждением, гражданской доблестью и рабством, Западом и Востоком. За Запад играет Польша с подпевалами, за Восток – Россия в виде большой тени во всю сцену. Старый миф об извечной рабской сущности России с её оборотной стороной, тиранией, должен подтверждаться актами противоборства с рыцарем свободы и справедливости – Западом.
Поводы воспринимать происходящее на политической сцене именно так – существуют. Ведь наше государство нередко позиционирует себя как опора властей против «народных движений». К сожалению, ещё и потому, что редко пыталось в своей истории эти движения формировать. Активность, наступательность в гуманитарной сфере всё ещё остаются слабым местом нашей работы за рубежом.
Когда спектакль сыграют, в гражданской мифологии, исторической памяти Белоруссии наверняка останется именно та роль России, которую ей определили поляки. И вполне вероятно, эти воспоминания будут побуждать белорусов делать выбор не в нашу пользу. Мы вновь играем в чужой пьесе и в весьма несимпатичной роли.
Есть серьёзная причина задуматься: может, стоит своевременно ломать чужие сценарии? Тем более что настоящая русская культура (а не масскульт), носителем которой является почти всё население Белоруссии, имеет большую традицию народного самоопределения и свободолюбия. Мы вполне способны ставить свои спектакли.