Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
В последние недели число оптимистичных взглядов на возможность скорого мира на Украине поубавилось. Администрация США и её глава делают противоречивые заявления, Европа ведёт себя по отношению к РФ злобно и провокационно, украинское руководство сорвалось с и без того длинного поводка и хулиганит, как вздумается. В чём дело? Почему трудно понять логику поведения противостоящих нам сил? Попробуем разобраться.
Когда в конце прошлого года президентство вернул Дональд Трамп, у многих в России возникло, как мне кажется, устойчивое представление, что наконец-то с американцами договоримся и найдём компромисс по Украине. Ведь было ясно, кто решает вопросы на той стороне. Американцы, и никто другой. Также выяснилось: Трамп уверен, что главные проблемы США надо решать не в Европе, а в Юго-Восточной Азии, с Китаем, и, значит, следует как можно скорее добиться мирного урегулирования между Россией и Украиной.
Новая команда президента взялась за дело. Были установлены телефонные и личные контакты между Трампом и Путиным. России и Украине помогли восстановить переговорный процесс в Стамбуле. Президент США лучился оптимизмом и уверенностью, что удастся быстро договориться. Но поведение украинской делегации сразу стало напоминать откровенный саботаж. Она не желала и не была готова обсуждать достижение мира на основе взаимоприемлемого соглашения. Предлагала только обмен пленными и телами убитых, а также «немедленное перемирие без всяких предварительных условий». Такое перемирие «здесь и сейчас» тут же поддержало руководство ЕС. Трамп, похоже, растерялся, занервничал и стал выдвигать разные двухнедельные ультиматумы. Причём они, эти ультиматумы, выдвигались России, а не Украине и ЕС, которые являлись и являются реальными виновниками срыва содержательных переговоров.
С моей точки зрения, огромная проблема команды Трампа в том, что за десятилетия доминирования во власти Соединённых Штатов радикальных либералов-глобалистов при мощной финансовой, информационной и политтехнологической поддержке таких политизированных миллиардеров, как Джордж Сорос, Билл Гейтс, Джефф Безос, Марк Цукерберг и др., была создана единая неразрывная либеральная структура управления западным (и не только западным) миром. Она состоит из руководства Демократической партии США, долго управлявшей страной, из годами подбираемых и пестуемых в либерально-глобалистском духе первых лиц государств ЕС и жёстко контролируемых либеральными олигархами основных мировых СМИ.
Трамп смог поменять ряд основных фигур в своей администрации. Но руководство ЕС и ключевых стран Западной Европы осталось на месте. Налицо парадокс: политика главного штаба западного мира ощутимо поменялась и меняется, а страны ЕС и с ними вместе команда Зеленского продолжали и продолжают выполнять установки находящейся в оппозиции, а не у руля Демократической партии США и её спонсоров. А те настаивают на продолжении войны до последнего украинца, да и до последнего русского.
Многих удивляет энтузиазм, с которым нынешние лидеры большинства европейских стран, в том числе ещё недавно нейтральных, нагнетают антироссийскую истерию. Да, в отличие от сотен лет непрерывных войн на европейском континенте, во второй половине XX века, после Второй мировой войны, европейские страны вели себя довольно мирно и благопристойно. Но не надо забывать, что это обуславливалось тем, что они были тогда, если говорить прямо, под оккупацией или США, или СССР. А теперь будто решили припом¬нить старые обиды и реваншистские мечты. Боюсь, что с этим либерально-реваншистским руководством Европы найти путь к миру и США, и России будет очень трудно, практически невозможно.
В странах ЕС постепенно набирают силу традиоционалистские антилиберальные движения и партии. Похоже, к европейским «диссидентам» Венгрии и Словакии вскоре присоединится Чехия. Но процесс идёт медленно. Нынешнему руководству США (чью адекватность и миролюбие не стоит переоценивать) следовало бы способствовать ускорению назревших изменений в европейском и украинском политическом пространстве, как в США всегда при необходимости умели делать. Впрочем, не будем слишком увлекаться, вмешиваясь во внутренние дела западных соседей. Сами должны разобраться.