По решению администрации Вильнюса и его мэра Р. Шимашиса недавно демонтировали «советские» скульптуры на одном из центральных мостов города, заменив конструкциями из арматуры. Вблизи Каунаса сняли указатель к дому-музею поэтессы Саломеи Нерис. Наступил черёд памятника поэту Пятрасу Цвирке.
Разобраться с ним хотело ещё прежнее правительство Саулюса Сквернялиса, но не успело. Ныне готовятся некие заключения, на основании которых Сейм определит, когда принять закон, «защищающий жителей Литвы от проявлений тоталитаризма на публичных объектах».
10 ноября памятник Цвирке в центре Вильнюса оградили каркасом и затянули чёрным материалом. Литовское информагентство ДЕЛФИ сообщило: «...работы по сносу памятника ещё согласовываются. На новость, что происходящее – акция художников, представитель самоуправления города заявил, что леса вокруг памятника должны быть демонтированы». Эта оговорка как бы оправдывала «самодеятельность» экзальтированных художниц Агне Гинталайте и Эгле Гребляускайте. Но стало ясно, что над памятником нависла угроза.
Теперь памятник поэту уберут с глаз долой…
Чем же не угодил поэт Цвирка идеологам «декоммунизации»? Чем он провинился перед Литвой?
Выходец из семьи крестьян, Пятрас Цвирка (1909–1947) вырос в яркого поэта и писателя. Был и общественным деятелем, создавал Союз писателей Литовской ССР. Его подпись стоит под принятой 21 июля 1940 года Народным сеймом Декларацией о вхождении Литвы в состав СССР. Властям уже этого достаточно, чтобы представлять Цвирку как «пособника оккупантов». Они забыли, что нынешняя граница республики – наследие советской власти, что, например, Вильнюс передали литовцам 10 октября 1939-го по межгосударственному договору между СССР и Литвой. А после Победы над Германией (по просьбе Компартии Литвы и её руководителя А. Снечкуса – коммунисты внесли большой вклад в изгнание нацистов) Литве передали земли бывшей Восточной Пруссии – Клайпедский край с портом Клайпедой. На всё это теперь властям наплевать, в школах можно не изучать, как и вычеркнуть из истории литературы творчество такого «деятеля», как Цвирка.
Своё первое стихотворение Пятрас увидел напечатанным, когда ему было 15 лет, а спустя четыре года вышел сборник его стихов «Первая месса» и был конфискован – студентом Цвирка сблизился с социалистами. Для литовских сторонников «европейского выбора» не аргумент и то, что в 1931–1932 годах Цвирка изучал литературу и искусство в Париже. Ведь там он познакомился с Луи Арагоном, признанным поэтом и прозаиком, но – членом Компартии Франции!
В 1936-м Пятрас посетил Москву и Ленинград, вскоре стал членом Литовского общества изучения культуры народов СССР. Перевёл на литовский язык «Двенадцать стульев», часть романа Стендаля «Красное и чёрное», отдельные произведения Пушкина, Барбюса, Беранже. В 1931-м в переводе на русский в каунасской газете «Наше эхо» вышел его рассказ «Чёрт». Талантливый роман «Земля-кормилица» вышел на русском в Москве в 1937-м в серии «Всемирная библиотека». Его произведения издавались на языках республик СССР, переведены на идиш, болгарский, венгерский, китайский, чешский, финский и другие языки.
После бегства президента Литвы А. Сметоны в Германию 15 июня 1940 года и образования Народного правительства во главе с Юстасом Палецкисом Цвирка стал членом ВКП(б). После освобождения Литвы в 1944-м вернулся из эвакуации в Вильнюс. Вскоре вышел сборник его рассказов «Корни дуба», а потом – «Семена братства».
Умер писатель от инфаркта 2 мая 1947 года. Ему было всего 38 лет. В 1959-м Цвирке установили в центре Вильнюса памятник работы выдающегося скульптора Юозаса Микенаса.
После того как установленный вокруг него 10 ноября каркас вдруг убрали, могло показаться, что памятник устоит. Даже Союз писателей Литвы высказывался против сноса. Но 19 ноября памятник был снят с постамента. Скорее всего, он окажется, как и многие другие советские памятники, в парке Грутас километрах в 40–50 от Вильнюса, где есть частный музей. На событие тут же пошли отклики в Сети. Один литовец пишет: «Фашисты изничтожают культуру. Давайте ещё его книги сожжём...»
Подобная политика литовских властей, политика вандалов и манкуртов, наверняка продолжится. Ведь никуда не делось стремление правителей республики отгородиться колючей проволокой не только от соседней Белоруссии, но и от полноценной исторической памяти.
Валерий Иванов,
историк, председатель Союза русских литераторов
и художников Литвы, Вильнюс