Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В диком поле война миров

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

В рамках передачи «Закрытый показ» на Первом канале был показан российский фильм «Дикое поле» (режиссёр Михаил Калатозишвили), а на следующий день на том же канале, как нарочно – американская «Война миров» (режиссёр Стивен Спилберг, в главной роли – Том Круз). И вот какую большую разницу я невольно почувствовал.

В первом фильме – депрессивном, безысходном – представлен наш народ, во втором – героическом, оптимистичном – американский. Американцы, подвергшиеся, согласно фантастической выдумке Герберта Уэллса, нападению страшных чудовищ, демонстрируют в трагических обстоятельствах мужество, стойкость и героизм, отстаивая свои американские ценности (в первую очередь семейные). И я, когда смотрел, думал, что такой народ всё выдержит, никакие кризисы ему не страшны, если у него есть такие крузы и спилберги. Они относятся к своим соотечественникам, как к родным.

В российском же фильме, снятом Калатозишвили недавно по сценарию, написанному ныне покойными талантливыми Петром Луциком и Алексеем Саморядовым довольно давно (в начале 90-х), народ представлен крайне бестолковым. Мужчины – спившимися или опустившимися, женщины – легко доступными или предательницами. О семейных ценностях и речи нет, детей не видно – здесь люди не живут, а доживают. Гибель героя от руки его «ангела-хранителя» хоть и неожиданна, но кажется вполне закономерной. Жить не хочется в такой дикой, бессмысленной стране, которую придумали наши герберты уэллсы. Кажется, что режиссёр настаивает на том, что здесь кризис навсегда – глубокий и непреодолимый. И в связи с этим вспоминаются великие фильмы Михаила Калатозова, его деда: «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» — трагические, страшные, но не унылые и безысходные. В них был катарсис, в них был свет. Любовь и надежда. И вера в будущее.

Впрочем, может быть, действительно, как говорилось на обсуждении этого артхаусного фильма в «Закрытом показе», он снят для внешнего употребления? На кинофестивалях (особенно западных) любят, чтобы Россия была представлена дикой и депрессивной. А нам зачем на главном телеканале навязывать русскую безнадёгу и американскую мечту?

Алексей КАРТАШОВ

televed@mail.ru 

Обсудить в группе Telegram

Алексей Карташов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS