Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В Дублин! В Дублин!

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Сцены из спектакляВместе с Гулливером. Центральный театр кукол имени Сергея Образцова приглашает всех желающих составить компанию знаменитому герою Джонатана Свифта. О первой премьере нового сезона рассказывает режиссёр спектакля Екатерина ОБРАЗЦОВА.

– Екатерина Михайловна, чем привлёк вас прославленный свифтовский персонаж? 

– Я могла бы просто сказать, что «Приключения Гулливера», написанные почти триста лет тому назад, – это книга на все времена, но такой ответ ничего не прояснил бы мамам и папам, которые решили привести своих детей к нам на спектакль. Гулливер по своей природе – странник, человек, пытающийся понять мир, его окружающий, законы, по которым в нём живут люди. А разве не этим занимается ребёнок? Если хотите, в мире взрослых он – тот же Гулливер среди великанов. Мы надеемся, что нашим зрителям будут близки переживания героев спектакля. Недаром же эта книга в течение многих лет остаётся для юного читателя одной из самых увлекательных. 

Вадим ШУЛЬЦ– Но Свифт писал свою книгу вовсе не для детей. Это уже потом философская притча странным образом трансформировалась в приключенческий роман. 

– Именно поэтому мы предлагаем этот спектакль для семейного просмотра. Взрослым, сидящим в зале, тоже будет о чём задуматься. Ведь человек, по сути, не перестаёт постигать этот мир до самого последнего часа. И нередко, несмотря на весь свой житейский опыт, на всю свою мудрость, становится в тупик перед загадками и парадоксами, которые мир ему подбрасывает. Но это вовсе не означает, что мы намерены загрузить наших взрослых зрителей философией. «Приключения Гулливера» – спектакль весёлый, озорной и остроумный. Честно говоря, нам очень хотелось бы, чтобы, придя к нам в театр, взрослые хоть ненадолго вернулись в своё детство. Но это не единственная причина, по которой нам представляется очень важным, чтобы дети и родители смотрели этот спектакль именно вместе. Не секрет, что взрослые нередко приводят своих детей в театр, а сами коротают время в фойе или возвращаются к концу спектакля. Конечно, у них свои заботы, проблемы. Дефицит времени – наша общая беда. Но речь всё-таки идёт о наших детях. 

– Присутствие старших в жизни малыша не ограничивается наставлениями и наказаниями?
 
– Конечно. Звучит вроде бы банально. Но как часто взрослые об этом забывают: накормили, уроки проверили, пять минут поиграли – вот и воспитали. А через какое-то время наступает пора удивляться: он нас не понимает, он нас не уважает, мы для него не авторитет. А всё это формируется как раз в результате совместной душевной работы. И театр для такой работы – пространство самое благодатное. Но как малыш будет делиться впечатлениями от спектакля, если мама или папа его не видели? В лучшем случае разговор сведётся к обсуждению сюжета, благо взрослым он, как правило, известен заранее. Но действие, разворачивающееся на сцене, одним только сюжетом не исчерпывается. Ткань спектакля – это и музыка, и свет, какие-то трюки и другие театральные приёмы. Одним словом, чтобы между ребёнком и родителем возникло искреннее взаимопонимание, они должны вместе смотреть спектакль. 

– Приключений у Гулливера было немало, какие из них вошли в спектакль? 

– Мы взяли два сюжета – в стране лилипутов и в королевстве великанов. Переносить большую литературу на театральную сцену всегда трудно. Но это не прямая инсценировка, скорее кукольные вариации на темы Свифта, который, кстати, был большим поклонником кукольного театра. Его перу принадлежит знаменитая фраза: «Для того чтобы показать человеческую жизнь со всеми её странностями, был изобретён кукольный спектакль». 

– За три столетия, минувшие с тех пор, что была написана эта фраза, очень многое изменилось. И в кукольном театре, и в детях. Нынешние малыши чуть ли не с пелёнок привыкают к компьютеру со всеми присущими этому чуду техники спецэффектами. Не заскучают они на спектакле? 

– Уверена, что нет. Тем более что спецэффектов и в нашем спектакле хватает. И трюки есть, и декорации даже для нашего театра непривычно сложные. Композитор Александр Журбин, наш давний друг, написал прекрасную музыку. Так что у нас есть чем «держать» зрителя, чем его удивлять. 

– У детских спектаклей, в отличие от взрослых, существуют достаточно чёткие возрастные рамки. 

– Мы ориентировались на ребят от десяти лет. Но вот что интересно: когда мы показывали наш спектакль в рамках Международного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова, его с удовольствием смотрели и малыши. Одна девочка, на вид ей было лет пять, выйдя из зала, сказала: приду домой и буду собирать чемодан, надо съездить в этот Дублин. 

– Гулливера всё время тянет на родину?.. 

– Да, он ведь такой путешественник поневоле. И куда бы ни забрасывала его судьба, какие бы испытания ни посылала, он всё время помнит о том, что есть где-то родной дом, место, где его любят и ждут. Тема родного дома в этом спектакле очень важна. Дом – наше самое надёжное пристанище, и чем крепче житейские штормы, тем сильнее стремимся мы в эту тихую гавань. 

Беседовала Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS