Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2024 г.
Литература Рецензия

В единстве с природою тихою

О книге Елены Клименко «Осень поэту к лицу»

04 октября 2024

Не так давно у члена Союза писателей России, томской поэтессы Елены Клименко вышел седьмой сборник стихов. Перед нами – гармоничное сочетание неброского пейзажа и выстраданного умиротворения лирической героини, периодически использующей иронию в качестве щита от предстоящих невзгод. Это – самое интересное в книге.

Обращают на себя следующие строки с изящной звукописью: «Ты сыр и сер на фоне сыроварни», «В Варшаве дождливо, надень шаровары. /Гляди шаловливо, по-польски не шпаря», «Июнь для нюнь немного свеж, / Он не для ню, творцы надежд!».

Короткая зарисовка «На Псковщине» – трагикомична, а неологизм-каламбур усиливает авторское впечатление:

У текучей дороги

Домишко синий

Неказист, одноокн.

Это «Почта России», дружок.


Привычная непогода конца лета преподносится автором также нетривиально: 

Сырость бродячей собакой

Входит в ещё летний двор,

Роется в мусорных кучах,

Тянет нос по ветру.

Август, облаянный густо,

Чешет кудрявый затылок…


Замечательный пример самоиронии:

Я в порядке, я в порядке…

Мне б забиться под корягу

И уснуть глубоким сном,

Словно толстый самка-сом.


А вот уже – горькая усмешка на тему самосохранения:

В коридоре кого-то бьют.

Звяк бутылок – склянки весны.

Дверь не откроешь – твой хрупкий уют

Может простыть. Усни!


Хороша строфа о тотальном разочаровании:

Слоились тучи драниками серыми

И мусор глухо бился в волнолом.

Как трудно расставаться с верою,

Что счастье ждёт нас за углом.


А следом – строка как выстрел наповал: «А в наших пейзажах лишь тени от сосен». Об умении прощать и неумении летать поэт говорит искренне и ёмко (привет Бродскому!):

Я вижу город вдалеке.

Над ним так хочется промчаться

На крепких ангельских крылах,

Чтоб видеть: целы все и живы,

И мысленно поцеловать

Забывших обо мне,

Забытых мною.


Встречаются у Клименко и точные наблюдения с интересными метафорами: «Созвездие шишек сменяет / Созвездье ранеток», «Чилима черные колибри / Плывут по глади Манжерока. / Экзотика недалеко».

Чудесны миниатюры – в рифму и без:

***

Первомай.

Тополя на проспекте Ленина

Натянули белые гольфы.


***

Прощальная гастроль лисичек.

Теперь – до лета. Пишите в личку.


Начитанный любитель поэзии, без сомнения, высоко оценит «игру в классиков» с лёгкой грустинкой: «Февраль. Достать чернил и плавать /В прозрачной зыбкости небес», «Счастье было словно «й» коротким», «Провинциальное лето – / Принципиально слепо…/ Умеет считать до тыщи, / Но никто не ищет», «И нет скота, кроме кота. / А значит, невозможно скотство», «Пусть малина впрок икры намечет. / Радости уже наперечет. / Красной рыбой выплывает вечер». Хорошо прочувствованно, к примеру, и такое лирическое высказывание о любви и дружбе: «Новых выбираю из /Любви и хлеба не просящих».

Но встречаются и шероховатости. К примеру, в любопытном признании в начале сборника:

Переходя на лица,

Фотоаппарат – щёлк.

Опять проповедуем птицам.

А птицы в ответ – молчок.


Пожалуй, здесь ритмический сбой – словно признак случившейся природной и социальной катастрофы, где «птицы не поют, деревья не растут». Но остальные попытки сменить ритм – не столь удачны. Налицо лишние слоги, а перед ними неблагозвучие: ры-ры:

Когда в сугробах норы рыли

И дом наш светел был и тих…

Зима рисует ангельские крылья,

А мы лишь примеряем их.


Но в целом – сказано проникновенно о невозможности счастья, нельзя не признать. Будь у Елены Викторовны опытный редактор, он бы подсказал, как сделать безупречной ударную концовку стихотворения. Нередко Клименко использует весьма странные рифмы: зимы-красны, клетки – детство, снегами-листает. Порой сложно угадать, где тут подлежащее: «Закат румянит лёгкий флирт»…

Вернёмся к названию книги. Разумеется, к лицу поэта Елены Клименко не только осень. Сердцу томского автора отзываются все времена года (правда, зима – в меньшей степени). В описании сентября подкупает сделанное вдруг открытие: «И радости так прост мотив». Сразу вспоминается рекламный слоган: «И пусть весь мир подождёт». Удивительно трогательная беззащитность – вот чем живёт и дышит литератор Клименко, выбравшая себе в союзники природу тихую, без катаклизмов. Очевидно, что лирическая героиня в поэзии Клименко – ярко выраженный интроверт. Вызывает как минимум уважение и заход томички на территорию суггестивной поэзии. Но, хочется верить, что творчество – далеко не всегда спасительная норка или башня из слоновой кости. За примерами далеко ходить не будем. Невероятно пронзителен финал известного стихотворения Инны Кабыш: «Кто варит варенье в июле, / Тот знает, что выхода нет». Штурмовать новые высоты – вот чего в первую очередь хочется пожелать талантливому автору Елене Викторовне Клименко.


Обсудить в группе Telegram

Юрий Татаренко

Родился в 1973 году в Новосибирске. Член Союза ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS