На прошлой неделе в Москве заработала обновлённая версия платформы «Электронный дом», обладающая массой полезных функций: от виртуальной доски объявлений или чата для общения с соседями до возможности проводить онлайн общедомовые собрания.
Об этом удобном инструменте самоуправления в российской столице впервые заговорили около трёх лет назад. До недавнего времени он представлял собой пилотный проект с целым рядом ограничений. Допустим, чтобы принять решение о проведении общих собраний многоквартирного дома в электронном виде, жильцам требовалось хотя бы один раз собраться вместе и расписаться в подписном листе. Впрочем, даже в таком формате новый сервис оказался весьма востребованным москвичами. Как сообщил в своём блоге мэр города Сергей Собянин, за два года к проекту присоединились жители примерно 10% многоквартирных домов. В 102 домах собственники квартир смогли организовать общее собрание и перевели управление своим домом в электронный формат. Об эффекте такого шага скажу, опираясь на собственный опыт: благодаря «Электронному дому» обитатели нашего крупного кооператива по Ленинскому проспекту оперативно решили важные вопросы об установке внутридворовых шлагбаумов, коллективно выбрали цвет окраски подъездов и лифтовых холлов, а чуть позже установили приоритеты в порядке ремонта общедомовых систем.
Как показывает практика, многие москвичи готовы использовать электронные технологии для управления своим домом. В сентябре 2019 года на краудсорсинговой платформе crowd.mos.ru широко обсуждались перспективы развития «Электронного дома». Более 11 тыс. участников дискуссии предложили около 2 тыс. идей. По результатам экспертного отбора и голосования жителей 342 лучшие идеи взяты в план развития сервиса на 2020–2025 годы. Непреодолимым барьером оставалось проведение пресловутого очного собрания. И вот в мае нынешнего года, когда Государственная дума приняла поправки в Жилищный кодекс, эту проблему удалось разрешить.
Попробуем понять, что представляет собой «Электронный дом» (ЭД) и в чём его практическая польза.
Данный сервис запущен на площадке «Активного гражданина», доступен с абсолютно любого компьютера или смартфона и позволяет москвичам в удобное для них время не только узнавать новости, касающиеся их дома, но и участвовать в голосованиях по внутридомовым вопросам (или самим их организовывать), а также проводить онлайн общие собрания собственников жилья. С помощью ЭД легко решается одна из наиболее сложных проблем в управлении многоквартирным домом – самоорганизация жителей и определение их общего мнения. Создание и управление ТСЖ, ремонт подъезда, обустройство клумбы и т.д. – ведь все эти темы могут надолго зависать по единственной причине: жильцов не получается собрать вместе в одно время в одном месте. В период пандемии электронные общие собрания горожан приобретают особое значение: любой сервис, позволяющий решать вопросы дистанционно вместо того, чтобы стоять толпой в подъезде, сейчас особенно актуален. Кроме того, увеличена длительность проведения собраний: раньше жильцам нужно было высказаться в течение пяти дней, теперь в их распоряжении – от семи дней до двух месяцев (конкретный срок выбирается домом самостоятельно). То есть успеют проголосовать даже самые занятые или ленивые.
«Электронный дом» надёжен. Благодаря системе авторизации участвовать в обсуждениях могут только те жильцы, кто на самом деле официально владеет квартирой в доме. При этом каждый из них может убедиться, что его голос учтён. И учтён правильно.
Новый ЭД стал ещё и сервисом для оплаты коммунальных услуг: можно передавать показания счётчиков и оплачивать квитанции. Возможности платформы позволяют теперь сообщать о каких-либо неполадках в управляющую организацию, а также публиковать информацию для соседей на электронной доске объявлений. К слову, электронные объявления в ЭД станут дополнением к традиционным формам распространения информации (объявлениям на подъездах и информационных досках и т.п.).
С 2021 года платформа «Электронный дом» станет доступной для всех жителей столицы и продолжит развиваться. С её помощью можно будет получить целый ряд госуслуг, связанных с квартирой: подать заявление на приватизацию, на перепланировку, оформить документы на недвижимость и документы жилищного учёта; получить информацию от Фонда капитального ремонта и т.д. Возможностями сервиса может пользоваться каждый житель старше 18 лет – для этого нужно зарегистрироваться на портале Мос.ру и в личном профиле указать данные, подтверждающие отношение к дому. Набор доступных услуг будет различаться в зависимости от «статуса» жильца. Больше всего привилегий получат, разумеется, собственники квартир.
Благодаря проекту «Электронный дом» Москва стала первым городом в России, жители которого могут реально принимать множество решений о судьбе своих домов. Вместе с тем ЭД – инструмент добровольный. Даже если дом начал его использовать, это не значит, что теперь собрания необходимо проводить только онлайн: по своему выбору жители могут вернуть их в прежнюю, традиционную форму.