Александр Савин, Новосибирск
Наверное, каждый любитель балета может сказать: «Моя Майя». Или более уважительно: «Моя Майя Михайловна». За этим кроется обожание и боготворение. Уже при жизни у неё была всенародная слава сияющей звезды балета.
Майя Михайловна Плисецкая была очень тесно связана с Новосибирском, но в отличие от своего мужа Родиона Щедрина в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета так и не была. Во всяком случае, мне об этом ничего не известно.
Премьерой балета «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина 10 июня 1972 года была начата череда хореографических спектаклей по романам Льва Толстого. Балет был поставлен в Большом театре в Москве группой в следующем составе: М.М. Плисецкая, Н.И. Рыженко и В.В. Смирнов-Голованов. Во многом благодаря мощной индивидуальности Плисецкой и облагороженно-балетному Вронскому, в которого нельзя было не влюбиться, спектакль на длительное время вошёл в число обязательных для просмотра. И уже в самом конце декабря 1973 года он был поставлен в Новосибирске. Но Майя Михайловна не смогла принять участие в постановке спектакля. Она увидела его только в Москве на гастролях НГАТОиБ в 1975 году. Именно эти гастроли положили начало творческому альянсу балерины и нашего театра.
Наличие одинакового репертуара двух таких больших театров подразумевает возможность творческого обмена артистами. Мы видели ведущих исполнителей из Большого, но и наши солисты многократно отправлялись на замену в Москву, что было важнейшим творческим опытом.
На тот момент у Плисецкой партнёром по спектаклю был Александр Годунов, ещё не оставшийся за рубежом (кстати, во многом из-за его невозвращения на долгие годы на полку был положен фильм-балет «Анна Каренина», снятый в 1974 году). И он заболел. Как в таких случаях поступает заведующий труппой? Ищет замену. 1975 год, только состоялись гастроли НГАТОиБ в Большом. Так вот она, замена! Солистов Анатолия Бердышева, Александра Хмелёва и Татьяну Капустину пригласили выручать спектакль в Большом. Позже Анатолий Бердышев рассказывал: «Одели всех в костюмы от Кардена, пошившего их к премьере спектакля, и получили оглушительный успех!»
С того времени Майя Михайловна стала постоянно приглашать Анатолия танцевать Вронского в «Карениной». А это не менее двух раз в месяц. Вот и летал Бердышев, не без помощи Родиона Щедрина, туда-сюда, обратно. Вечер – Вронский в Москве, на следующий вечер уже в Новосибирске – Красс. Вскоре их совместный репертуар расширился. Так продолжалось восемь лет!
А в 1976 году происходит событие, которое недооценено в мире любителей балета. Майя Михайловна и Анатолий Васильевич снимаются у Анатолия Эфроса в фильме «Фантазия» по тургеневским «Вешним водам». Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра оперы и балета Белорусской ССР (ныне Большой театр Беларуси) Валентин Елизарьев поставил замечательные дуэты, вплетённые в ткань художественного фильма. Вместе с нашими героями в фильме «Фантазия» снимались Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Татьяна Веденеева. Получился фильм-балет, вошедший в топ этого жанра.
Гастрольный график Плисецкой был очень плотный, и Анатолий Бердышев без малого восемь лет ездил по всему миру как её партнёр. Как-то, заболев, Майя Михайловна поставила условие, что в Латинской Америке (Аргентина и Бразилия) её заменит только пара из Новосибирска: Бердышев и Гершунова.
С этой семейной четой я был дружен. После того, как новый главный балетмейстер Вадим Бударин настойчиво выдавил из театра всю гвардию звёзд, мы создали с Анатолием камерный театр балета, в который вошли народные артисты России Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев, Александр Балабанов, заслуженные артистки России Татьяна Капустина и Людмила Кондрашова, а также солистки балета Светлана Беспалова, Лариса Савина и солисты балета Андрей Беспалов и Александр Шелемов. Впоследствии коллектив стал штатным театром Новосибирской филармонии. Побывал в США, где снял фильм-балет «Метель» на музыку Свиридова, гастролировал в столичном Театре имени Станиславского, проехал всю Прибалтику и принял участие в нескольких больших балетных фестивалях, на которых занимал ведущие места. Два таланта, партнёры в балете и в жизни. И конечно, постоянное взаимодействие в камерном театре «Балет Новосибирск-100».
Но была одна тема, которую до поры я старался не поднимать. Особенно в общении с Любовью Васильевной. Причина проста. Неоднократно мне на ушко шептали «знатоки» о якобы не просто совместной работе двух танцовщиков, но и их личных отношениях. Конец всему положила Любовь Васильевна, которой всё это надоело. Поэтому-то данной темы я всячески избегал. Всё быстро разрешилось однажды вечером, когда обсуждали дальнейшие постановки.
Люба вдруг вспомнила какой-то номер, имеющий отношение к Плисецкой: «Может, Майе позвонить? Номер обсудить, может, сама поставит или порекомендует кого?» Являясь равной среди великих, она не испытывала большого пиетета перед другими великими, поэтому Максимова для неё была Катей, а Плисецкая – Майей. И стало понятно, что темы адюльтера тут нет. Позже я разъяснил Анатолию, почему никогда не спрашивал его об этом. Он долго смеялся: «Я посчитал, что эта тема уже изжита. Да нет, не было никаких отношений. Зависть окружающих была, отсюда разговоры. Мы по-семейному дружили. Родион нередко помогал решать многие организационные вопросы, так как был депутатом Верховного Совета. Приходилось летать в Москву по нескольку раз в месяц. А ты же знаешь, каково билеты доставать на самолёт (в то время подчас это была неразрешимая проблема). А через депутатский зал – без проблем».
Всё кончилось внезапно, как и началось. Стала сказываться усталость от такого графика. Плисецкой нужен был постоянный партнёр, без хвоста в виде новосибирского театра, с которым приходилось постоянно считаться. И решение вопроса было. Щедрин обратился к министру культуры П.Н. Демичеву, который договорился о выделении для Толи и Любы двухкомнатной квартиры в Москве. Надо было переезжать, ключи уже были. Но неожиданно для всех они на семейном совете решили остаться в Новосибирске. Другого решения у ребят, которых я хорошо знал, не могло быть. Толя и Люба никогда не были «столичными» исполнителями. Природа одарила их несметным богатством: талантом танцовщиков без непомерного тщеславия. Танцовщиков, а не «первачей», как любил говорить Анатолий Васильевич. Их вполне устраивала жизнь, которую они выстроили для себя: быть ведущими в Новосибирске, выезжать на гастроли и хранить домашний уют. Они были семейной парой.
Им было необычайно хорошо вдвоём, Толе и Любе. Они и в поездках нередко оставались в номере. 30 октября 2006 года Толя вышел в магазин, а когда вернулся, Любы уже не стало, она ушла во сне. На похоронах он не владел собой, стоял на коленях у гроба жены и плакал в голос… Очень сильно переживал смерть Любы. Вся его жизнь свелась к ожиданию ухода и встрече со своей Любовью. В апреле 2015 года он перенёс операцию. В конце месяца его не стало. Ушёл наш Ромео к своей Джульетте.
А Майя Михайловна так и не приехала в Новосибирск. Хотя и могла уже после смерти Любови, а затем и Анатолия. Была ещё одна ниточка, связывающая Плисецкую с нашим городом. Жена её младшего брата Азария Михайловича Плисецкого родом из Новосибирска и приходилась родной сестрой нашему приятелю Николаю Мицкеру. Он неоднократно бывал в Новосибирске. И Николай не один раз заговаривал о том, чтобы организовать творческую встречу с легендарной балериной, уже после смерти Анатолия Бердышева. Но, к сожалению, не сложилось.
При «карменизации» всей страны после громоподобной премьеры одноактного балета «Кармен-сюита» в постановке Альберта Алонсо в 1967 году, поставленного по инициативе Майи Плисецкой в Большом театре, не было сомнений, что вскоре этот балет появится в Новосибирске. Велись переговоры между театром и Майей Михайловной. И вроде всё получалось, премьеру наметили на 1975 год (в один сезон с премьерой балета «Чиполлино»), но что-то опять пошло не так. Плисецкая не смогла приехать. Премьера в плане – надо что-то предпринимать. Амбразуру, как главный балетмейстер театра, закрыл А.А. Дементьев. И, кстати, у него получился очень славный спектакль, ставший популярным.
В 2022 году балетная труппа НОВАТа поставила легендарную постановку Алонсо. Премьеру станцевала Светлана Захарова, которой посчастливилось работать с Алонсо в период его последнего приезда в Большой театр для восстановления «Кармен-сюиты». Более того, постановщику удалось вернуть некоторые элементы спектакля, которые пришлось убрать в 1967 году из-за достаточно пуританского отношения к любви.
И, хотя Майя Плисецкая так и не побывала в нашем городе, мы любим и помним легендарную танцовщицу. Как и жители других городов и разных стран.