Александр Максов
Балетная жизнь Самары бьёт ключом. В центре внимания поклонников Терпсихоры – Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича, где стартовал Первый международный фестиваль классического балета «Наследие. Балет».
Этот новый праздник танца во всём его многообразии продолжает традицию ежегодного балетного форума имени выдающейся русской балерины Аллы Шелест. Художественный руководитель театра Евгений Хохлов и лидер балетной труппы Юрий Бурлака, развивая эту традицию, предложили и успешно реализуют новый формат представления талантов. Фестиваль «Наследие. Опера. Балет», объединяющий два удивительных искусства музыкального театра, будет чередоваться по годам, радуя публику вокальными шедеврами и блестящими балетными постановками.
Открылся фестиваль «Наследие. Балет» покорением величественной театральной вершины – премьерой балета Риккардо Дриго «Роман Бутона розы». Это возвращение к жизни произведения Мариуса Петипа, поставленного в 1903–1904 годах, но так и не доведённого до премьеры в Эрмитажном театре Петербурга. К этому спектаклю обратились два прославленных знатока балетной старины. Объединив усилия, Юрий Бурлака и Наталья Воскресенская сумели сделать то, что не удалось самому Петипа. Наталья Воскресенская провела огромную исследовательскую работу, изучая страницы партитуры, музейные материалы и сохранившиеся записи очевидцев, и воссоздала атмосферу утраченного хореографического полотна с помощью художников-постановщиков Альоны Пикаловой (сценография), Татьяны Ногиновой (костюмы), Ирины Вторниковой (свет) и артистов самарской балетной труппы. В главных партиях выступили Наталья Клеймёнова (Бутон розы), Педро Сеара (Бабочка сфинкс), Полина Чеховских (Настурция), Марина Накадзима (Маргаритка) и Дмитрий Петров (Старая бабочка). Они не просто парили над сценой в невесомых прыжках и трепетали ногами, уподобленными крыльям бабочек, но и передали сложную гамму переживаний – влюблённости, ревности, предательства, – ничуть не уступающую человеческой.
Совершенно иной творческий подход был использован в программе второго отделения вечера – «Балеты Императорского двора». Если в «Романе Бутона розы» ставилась задача максимально точного следования первоисточнику, то «Времена года» на музыку Александра Глазунова открыли для молодых хореографов свободное пространство для самовыражения.
Юрий Бурлака отважился на рискованный концептуальный эксперимент. «Времена года» впервые были поставлены Петипа в 1900 году также для сцены Эрмитажного театра, однако имели более успешную сценическую судьбу. Сюитная форма, состоящая из четырёх картин («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»), позволила привлечь к постановке молодых хореографов – лауреатов Благотворительного фонда Илзе Лиепы. Под чутким руководством Елены Богданович, Юрия Бурлаки и Марианны Рыжкиной в своеобразный диалог с Петипа вступили Елизавета Мазуркевич, Лилия Симонова и Даниил Благов, создавшие современную интерпретацию замысла гениального хореографа. Мазуркевич представила «Зиму» в классическом стиле, Симонова воплотила «Весну» неоклассическим языком. Неожиданностью стало то, что Марианне Рыжкиной пришлось не просто руководить молодой коллегой, но и заменить её в колоритной жанровой зарисовке «Лета» в стиле Джорджа Баланчина. Буйство осени, выраженное в музыке Глазунова, вдохновило экспрессию Благова. Эксперимент, оформленный художником-постановщиком Иваном Складчиковым, получился любопытным и цельным. Артисты самарского балета, поддержанные великолепным оркестром под управлением Евгения Хохлова, продемонстрировали умение создавать выразительные хореографические портреты героев, используя разнообразные пластические краски.
Поздравим театр с очередным успехом, а публику – с новой прекрасной возможностью насладиться красотой!