Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

В глухих краях надо петь громко

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Юрий Гудумак. Песнь чибиса.– Кишинёв: CARDAN, 2008. – 232 c.

Творчество интересного русскоязычного автора из Молдавии отличается своеобразием поэтического языка и стиля. Три предыдущие книги привлекли внимание читателей (на его родине прежде всего) своими экзотическими названиями: «Метафизические гимны», «Принцип пейзажа. Пролегомены», «Почтамтская кругосветка вспугнутой бабочки». Вполне допустимо сказать, что поэтический язык его «по‑хорошему» книжен. И причина этого абсолютно ясна. Европейская поэзия прошлась по нашим русскоязычным братьям‑поэтам на бывших совет­ских территориях не просто катком, а мамонтовой побежкой, вытоптав и «наше всё», и последующие серебряные, медные, бронзовые и диссидентствующие вехи словотворчества России. Словно и не было многовековой русской поэтической школы.

Как ни странно, не спасает от натиска европеизма Гудумака и то, что живёт он в «глухих краях» – в селе Яблонь. Он  – крестьянский сын, ставший учёным‑географом.

Поэт‑географ, без сомнения, умея рифмовать, пишет нерифмованные стихи. Его длиннющая строка с полным пренебрежением к звукописи говорит скорее не о действительном «пренебрежении» к звучанию, а об отсутствии читательской, слушающей русскоязычной аудитории. Только в этом случае, по нашему мнению, могут рождаться под пером талантливого автора подобные неказистые строки (из открывающего книгу стихотворения):

Это вдвойне справедливо,
 имея в виду язык
 той чистой, без коррелятов,
 трансцендентности,
 коррелятами которой являются
 место, местность, ландшафт
 где он родился и вырос

Такие вот ландшафтно‑языковые страдания получаются у Юрия Гудумака.
А ещё – при чтении создаётся устойчивое ощущение, что всё сказанное автором в книге по‑русски было прежде высказано на одном из европейских языков, а под пером Гудумака получило «творческое» продолжение истинного ученика всяческих умных наук. Это и не позволяет сказать ему без «зауми» о жизни, любви и прочих человеческих душевных странностях – все века существования поэзии объектах стихосложения.

Получается, что автор, заумно философствуя, пытается всего лишь осмыслить окружающий его мир – родную Молдавию как территорию жизни – «как всем ландшафтам ландшафт», экспериментируя с самой этой «территорией» родного края. Он то удаляется от неё во времени (до Платона) и пространстве (солнце в созвездии Рака), то приближается – до мелкости карты «пятивёрстки», на которой легко различимо селение Яблонь. Так Молдавия под его пером то проецируется на много веков назад, то сжимается до маленькой точки на карте Евразии.

И всё же книга с точки зрения воплощения концепции автора удалась. Хотя её вряд ли будут перечитывать, потому что «западающих» в душу строк в ней, к сожалению, не много. Но поэту – талантливому, заметьте, – даже сквозь многословие и многострочие удалось сказать самое сердечное и сокровенно важное для себя, а может, и для всех жителей русско‑постсоветского зарубежья, в «Песне чибиса», завершающей книгу:

Лишь одинокий чибис,
как некий невидимый гений места,
исчезающий с началом заморозков,
вопрошает
на дальних пастбищах:
«чьи‑вы, чьи‑вы»…»

И нет ответа в глухом краю…

Борис ЛУКИН

Обсудить в группе Telegram

Борис Лукин

1964 г.р. Поэт, журналист, член Союза писателей... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS