
Юлия Скрылёва
Нина Саницкая. Сквозь все пространства: стихотворения, поэмы, венок сонетов, элегия, инскрипты, четверостишия. – М.: ИД «Граница», 2025. – 544 с.: ил.
Этот сборник, выпущенный в год столетия со дня рождения автора, участницы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Нины Саницкой, – своего рода итог её непростого жизненного пути. Наряду с произведениями, которые издавались ранее, в книгу вошли и непубликовавшиеся, взятые из дневников и рабочих тетрадей автора, – таким образом, перед нами – уникальное и наиболее полное собрание сочинений Нины Саницкой.
Книга состоит из девяти разделов, её предваряют два предисловия. Одно написано Аллой Шараповой и даёт общее представление о творчестве поэта, об отношении к своему дару: «Нина Ивановна Саницкая знала, что её слово живое, она не боялась полушутливо и полусерьёзно сказать об этом». Во втором, более обширном, – дочь Нины Саницкой Людмила Соколова знакомит читателя с историей некоторых стихотворений, приводит факты биографии поэта и, конечно, цитирует пронзительные строки:
И умирали наши женихи.
И поднимались вновь
навстречу смерти
братья…
Стояли мы навытяжку, тихи,
цветастые сменив
на гимнастёрки
платья.
Все стихи Нины Саницкой основаны на её реальном опыте, выстраданы, пропущены через сердце. Войну она не романтизирует, с горечью пишет и о послевоенном времени: «Редеют ряды ветеранов. / Всё реже их, реже следы. / Редеют – и поздно иль рано – / последний покинет ряды». Тем драгоценнее для нас сегодняшних эта книга – свидетельство недавнего ещё прошлого, память, собранная по крупицам.
Вообще, время в поэзии Нины Саницкой, прожившей долгую жизнь (почти 98 лет) и многое повидавшей, играет ключевую роль. Автор обладает редким талантом сонастраиваться с эпохой, в которой живёт, чувствовать её пульс. Вместе с тем для многих стихотворений Саницкой характерны и философские нотки, и созерцательность сродни тютчевской:
Несовместимы
море и покой.
Смешно у моря
ожидать покоя…
Нина Саницкая преданно и искренне любит свою родную страну, подлинные, по-детски чистые чувства испытывает она к природе, ко всему живому на земле – кажется, эта удивительная способность объединяет тех, кто был на войне, кто воочию видел смерть.
…Глядит с опушки клён,
скупых лучей
обласканный улыбкой,
он машет,
как мальчишка-почтальон,
мне издали
единственной открыткой.
Тонки, изысканны и зримы образы, которые создаёт Саницкая: «Всё позади: разбег саней, / мороза кружево сквозное / на иве каждой и на всю / округу – белый бег метели…», «Эти пальцы в поле до рассвета, / вилы обхватив, будили дни. / В этих пальцах трепетало лето, / иглами щетинились стерни», «Всё тишина опутывает тинная. / Твоя сквозь тину не прорвётся речь».
В то же время для её стихов характерны такие черты, как простота, ясность, конкретность. Например: «Веками гениев растили, / их время бережно хранит. / Сыны великие России / с земли шагнули на гранит». Зачастую именно такие строки запоминаются и трогают до глубины души. Кроется в лаконичных и правдивых стихах Нины Саницкой какая-то незатейливая «формула счастья», честная, доступная каждому, высказанная естественно, без пафоса:
И не было б ни горя, ни беды.
Что надо мне?
Уж если очень скупо –
в горячий час
глоток простой воды,
в голодный час
простую миску супа.
Думается, что поэт, завершая свой путь, не уходит в небытие, а остаётся с читателями, согревая их теплотой своих строк. Эту мысль подтверждает и название одного из разделов книги Нины Саницкой – «А я из строк явлюсь – живая», и всё её творчество – драгоценный дар новым поколениям.