Ярмарки всегда любимы москвичами. Если окунуться в историю и топонимику города, то можно узнать, как с давних пор запасались они грибами и соленьями на Грибном базаре на берегу Москвы-реки между Яузским и Большим Каменным мостами, покупали сласти и игрушки на Вербе (Красной площади), а фрукты – на Яблочном торгу у Ильинских ворот...
В настоящее время лучшие ярмарочные традиции столицы возрождаются на глазах. Невзирая на многообразие сетевых магазинов, современные ярмарки очень популярны. И причины вполне понятны: в комфортных тёплых павильонах, возведённых вместо старых сезонных рынков с палатками, горожане круглогодично могут приобретать свежие овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу, кондитерские изделия, орехи и т.д., за прилавками зачастую работают сами производители – фермеры, сыровары, пекари. Этих торговых точек становится всё больше и больше – в настоящее время в адресный перечень межрегиональных ярмарок входит 45 площадок, а через два года их количество должно приблизиться к восьмидесяти.
Где именно должна располагаться та или иная ярмарка, определяют сейчас сами москвичи с помощью портала «Активный гражданин». Как правило, выбираются наиболее людные места районов. По итогам голосования на выбранном месте строят здание, специально спроектированное для круглогодичной торговли. Совсем недавно участники «АГ» с помощью электронного референдума выбрали и официальное название для этих торговых точек. Большинство проголосовало за «Московские ярмарки».
На портале mos.ru появилась специально посвящённая им страница. Просто «кликаете» на карту и выбираете ближайшую торговую площадку возле дома или работы. Помимо географического положения можно сразу оценить её архитектурный стиль. В столице уже немало ярмарочных зданий в самых необычных вариантах. Например, в купеческом (районы Косино-Ухтомский и Братеево), французском (районы Арбат, Можайский, Раменки, Фили-Давыдково, Царицыно, Чертаново Южное), средневековом (Марьино, Новокосино) или даже японском (Куркино). На портале также опубликован весь ассортимент продуктов, присущий каждой конкретной ярмарке, скажем, мёд с частных пасек, соусы по семейным рецептам и т.д.
География поставщиков продукции на столичные ярмарки поистине впечатляет. Тысячи фермеров везут свои товары из Владимирщины и Вологодчины, из Воронежской и Саратовской областей, из Мордовии и Чувашии. Всего из 42 российских регионов. Не считая представителей Армении, Белоруссии и Киргизии. С наступлением лета развернулась торговля спелой и ароматной клубникой и земляникой – в Москву прибыли отечественные производители из Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии и др.
Ренессанс ярмарочной системы Москвы – одно из существенных звеньев развития межрегиональных отношений между столицей и российскими регионами. От таких связей выигрывают все: и москвичи, покупающие качественные продукты по адекватным ценам, и регионы, успешно реализующие свою продукцию, и, конечно, их жители, получающие рабочие места и стабильный доход.
– Это актуальный формат торговли для Москвы, и он останется таким на протяжении ещё многих лет. Это по-прежнему будет интересно людям, – говорит индивидуальный предприниматель Анастасия Царёва из Липецкой области. По её словам, для ярмарок выбраны удачные локации, что позволяет людям не тратить много времени на поездку за продуктами. Подобный формат выгоден и самим продавцам, поскольку они на ярмарках безвозмездно используют торговые площади.
– Фермерское участие в торговле гарантирует натуральность продуктов, – добавляет индивидуальный предприниматель Владимир Давыдов из Орла. – Ритейл – это всё-таки не всегда качественно, а фермеры сами всё продают, чтобы удержаться на рынке, стараются всё делать качественно, чтобы народу нравилось.
Ярмарки закономерно становятся новыми центрами притяжения своих районов: очень часто покупку еды здесь совмещают с отдыхом. Недаром во всех зданиях есть кафе и фудкорты, вокруг многих павильонов размещаются площадки для фестивалей и занятий спортом, которые зимой превращаются в катки. А это уже, как подчёркивает мэр Москвы Сергей Собянин, не просто торговля, а новое культурное явление совсем с другой атмосферой.
Виталий Веселовский
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Марина Тюрина, жительница района Черёмушки:
– Хожу на межрегиональную ярмарку на Профсоюзной улице постоянно, беру зелень, овощи, фрукты. Цены здесь умеренные, можно и поторговаться. Качество продуктов нравится, они нашего производства. Главное, что вкусно!
Зоя Котова, жительница района Раменки:
– Я изначально влюбилась в проект здания ярмарки, мои дети называют его замком. Покупаю здесь печенье. Очень хорошее. Есть подороже, есть недорогое. На любой вкус и выбор. Главное – по-настоящему свежее, во рту тает. Даже попробовать дают. Мне это нравится. За печеньем к чаю идите на ярмарку. Рекомендую.