События последнего времени не оставляют сомнений: стране необходима новая индустриализация. А это требует новых инженерных кадров. Старые уходят не только с работы, но и из жизни.
Государство оперативно дало ответ: выделило 245 983 бюджетных места, главным образом для инженерных специальностей и большей частью в регионах. Теперь уж никто из «клеветников России» не скажет, что-де учиться у нас можно только за деньги: приходите и учитесь даром.
И вдруг сенсация – щедро выделенные места не заполнены. Даже время поступления пришлось продлить, но и такие престижные инженерные вузы, как МФТИ и питерский Политех, недобрали примерно по сорок бюджетников.
Объяснить конфуз можно, если встать на позицию выпускника школы и посмотреть вокруг его глазами. Учиться на инженера – неизмеримо труднее, чем на что-то непринуждённо-гуманитарное. Даже ЕГЭ по физике сдать труднее, чем по обществоведению. А преимуществ у технического образования … м-да… не особо видно. Разговоров об индустриализации много, но чтоб появились во множестве рабочие места с хорошей зарплатой и приличным социальным пакетом – такого не скажешь. Иногда вдруг нужен специалист, его судорожно ищут, руководители картинно хватаются за голову, хедхантеры хлопочут, но в итоге так, чтобы каждый молодой инженер был хорошо трудоустроен по специальности – такого нет. Значит, высока вероятность, что выпускник пойдёт работать не по специальности, а устроится в какую-нибудь контору. И коль всё так, на фиг корячиться над теормехом и сопроматом? – соображает «юноша, обдумывающий житьё». Понять его можно. Да, есть прирождённые технари (как и гуманитарии), но обычно заурядным людям (каких большинство) более-менее всё равно, чем заниматься. Выбирают профессию с учётом внешних факторов, видимых (или невидимых) перспектив трудоустройства и заработка.
Как можно мотивировать молодёжь пойти в инженеры? Нужно, чтобы распределение (хотя бы приблизительное) было не в конце, а в начале учёбы. Положим, строят завод, там потребуется столько-то инженеров. Вот на эти места и надо готовить ребят. Пусть поступают на бюджет (хорошо бы со стипендией), но и со взаимными обязательствами: его обязаны трудоустроить с хорошей зарплатой, а он обязан отработать, положим, пять лет. В этом, собственно, и состояла знаменитая «система Физтеха»: студенты с первого дня обучались-работали на так называемой «базе» (это мог быть институт, научно-производственное объединение, завод), откуда подключались и научные руководители, и преподаватели. Там не было «практики» – вся учёба ею была. Благодаря такой системе СССР победил в ракетной гонке, а вследствие её разложения… ну, вы сами знаете, что получилось.
Чтобы направить поток по другому пути, нужны две вещи: новое русло и плотина, перекрывающая старое. Если мы всерьёз намерены сделать инженерное образование престижным и популярным, если не на словах, а на деле хотим достичь технического первенства, надо твёрдой рукой прикрыть бессмысленные гуманитарные богадельни. Компьютерные программы уже переводят со всемыслимых языков, искусственный интеллект генерит рядовые тексты, а юристов и журналистов продолжают печь по всему лику земли русской. А ведь они могли бы… пускай не на инженера, но хоть на квалифицированного рабочего выучиться, а то, глядишь, и на техника бы потянули.