Некогда была организация, аббревиатура названия которой долго служила кому-то знаком доблести, а кому-то (особенно в либеральной среде) угрозой. Она олицетворяла для этой публики советскую власть. Речь о ВЧК. При расшифровке звучит так: Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Чаще помнят два первых определения, а про саботаж забывают. Между тем за этим словом начиная с Гражданской войны в Испании скрывались те, кого стали называть пятой колонной.
Вполне допустимо считать, что саботаж – это в том числе бездеятельность чиновников, подрывающая усилия госаппарата управления, неисполнение служебных обязанностей из-за политических или своекорыстных интересов. Всё это можно оценить как нетерпимое явление, а то и государственное преступление. Но, увы, у нас даже теперь на подобное могут закрыть глаза.
Коснёмся сферы, где саботаж принял ощутимые размеры, – сферы правоохранительной деятельности. Он тут заметен в работе с заявлениями, обращениями, жалобами граждан. На днях, 15 марта, президент Владимир Путин на коллегии Генеральной прокуратуры РФ отметил, что за 2022 год органы прокуратуры отменили один миллион сто тысяч незаконных решений различных госорганов, принятых в отношении граждан. Есть и такие данные Генпрокуратуры: ежегодно прокуроры отменяют около полумиллиона незаконных отказов в возбуждении уголовного дела.
Более чем за 50 лет юридической практики я видел немало уловок, которыми прикрывались правоохранители-саботажники, чтобы ничего не делать. Но такую «отмазку», как Указ Президента РФ, якобы запрещающий в России защищать интересы иностранных предпринимателей (а заодно интересы российских потребителей), встречаешь нечасто. Сейчас ознакомлю вас с выдержкой из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела о нарушении прав владельца интеллектуальной собственности компании NN (по просьбе компании не называем её имени, важна суть, необходимые документы имеются). Продукция компании известна миллионам россиян, на нашем рынке она давно, в её филиалах трудится около двух тысяч наших граждан. Даже в разгар санкционного помешательства в ЕС и бегства иностранных компаний из РФ NN осталась в России и старается не ронять свой престиж. В том числе для этого на основе российских законов она обратилась в полицию с заявлением против лиц, пытающихся продавать поддельную продукцию под её товарным знаком. Именно подобное имел в виду генпрокурор РФ И. Краснов, когда на упомянутой коллегии заявил: «В целях недопущения нарушений прав иностранных инвесторов наше реагирование позволило продолжить работу в России ряду крупных международных компаний и брендов. Вместе с тем проблемы сохраняются».
Чтобы было понятно, как именно выглядит проблема на практике, и привожу обещанную цитату из отказа в возбуждении уголовного дела. Его подписал 05.08.2022 сотрудник отдела полиции по району Капотня г. Москвы майор Н. Бойко, а утвердил начальник отдела полковник В. Найдёнов. Цитата длинная, но в неё стоит вчитаться:
«В ходе изучения поступившего материала и проведения проверки по указанному материалу было установлено следующее: иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В конце февраля – начале марта 2022 года странами Запада, в том числе Великобританией, США, приняты ограничительные (политические и экономические) меры, введённые против Российской Федерации, юридических и физических лиц, а также высших должностных лиц Российской Федерации.
(Как видим, политес соблюдён по полной программе, но продолжим чтение. – Е.М.)
Данные обстоятельства являются общеизвестными и в силу части 1 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора. 28.02.2022 издан Указ Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций». Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 УК РФ)...
Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 144, 145, 148 УПК РФ, постановил: 1. В возбуждении уголовного дела по обращению компании NN по факту неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности по ст. 180 УК РФ отказать на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. 2. Отказать в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ в отношении… на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ».
Прочитав этот странный юридический опус, был крайне удивлён. В Уголовном кодексе РФ есть статья 180, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Создаётся впечатление, что все трое подписантов (Бойко, Кибаков и Найдёнов), упоминая статью 180 об отказе, с ней абсолютно не знакомы. А ведь она направлена и на уголовно-правовую защиту владельцев товарного знака, и на защиту потребителя от контрафактных некачественных товаров. Такой подход нерядовых полицейских говорит не столько об их недостаточном профессионализме, сколько о явном игнорировании положений Конституции РФ, которую данные лица обязаны знать и соблюдать. Точно так же неуклюже выглядит попытка прикрыть своё бездействие ссылкой на статью 10 ГК РФ, приравняв законное право граждан на обращение с заявлением о защите своих прав к злоупотреблению правом. Особо подчеркну, что своим, по сути, саботажем действующего уголовно-процессуального права данные персоны нарушили ст. 19 Конституции РФ. А она гласит, что все равны перед законом и судом (ст. 33 – граждане РФ имеют право на обращение в государственные органы). В связи с этой историей нужно вспомнить и другие статьи Основного Закона: ст. 34 (не допускается недобросовестная конкуренция), ст. 45 (гарантируется государственная защита прав и свобод человека). Но малограмотные персоны столичной полиции проигнорировали и их.
Да, прокуратура в итоге отменила нелепое постановление правоохранителей из Капотни, компания NN выведена из-под удара несправедливостью, но обнародованные 15 марта цифры говорят, что подобных нелепых решений по-прежнему принимается множество. И задумываешься, а всегда ли это происходит лишь в силу непрофессионализма? Нередко всё очень похоже даже не на невольный, а на заведомый саботаж.
Писатель Фёдор Достоевский как-то заметил: «…не та болезнь опасна, которая на виду у всех, которой причины все знают, а та, которая кроется глубоко внутри, которая ещё не вышла наружу и которая тем сильней портит организм…» Думаю, это особенно тревожно, когда речь заходит о людях, находящихся в органах власти. И, конечно, печалит, когда полицейские забывают, что президент России Владимир Путин никогда не давал указаний о сокрытии или «крышевании» уголовных и иных преступлений.
_______________________________________________________________________________
Если хотите обратиться к Евгению Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением,
направляйте их на почту litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».