С понедельника по старой традиции многие начали новую жизнь. В том числе и в Белом доме на Краснопресненской набережной. Во время своей встречи с президентом Дмитрием Медведевым новый председатель российского правительства Владимир Путин презентовал свой новый кабинет. «Правительство РФ обновлено на две трети по кадрам от прежнего состава», – сказал Путин.
Впрочем, и среди этих двух третей оказалось немало старых и проверенных кадров.
Правда, для некоторых и.о. министров нынешний понедельник оказался действительно чёрным – как жирный крест на их министерском статусе. Однако печалиться за судьбу «безработных», видимо, не стоит – российскую номенклатуру за здорово живёшь не задушишь, не убьёшь.
Всем прочим гражданам ленты информагентств несли в основном радостные и оптимистичные новости. О том, что, например, во время аппаратной «президентско-правительственной» рокировки число вице-премьеров выросло с пяти до семи.
При этом ключевые должности двух первых зампредов заняли экс-руководители путинской администрации – бывший помощник президента Игорь Шувалов (ему поручено курировать экономические и социальные вопросы, внешнеэкономические связи) и недавний премьер Виктор Зубков (нацпроект по сельскому хозяйству, АПК, рыболовство, леспром).
Экс-руководитель президентской администрации Сергей Собянин возглавил аппарат правительства (в ранге вице-премьера), а его бывший зам Игорь Сечин тоже получил вице-премьерский портфель, став ответственным за промышленную политику.
Главой же администрации нового президента стал бывший вице-премьер и руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин.
Стоит особо подчеркнуть, что финансово-экономический блок кабинета, подвергаемый постоянной критике, в частности, за безудержный монетаризм и нежелание инвестировать сверхдоходы государства в собственную экономику, сохранился в полном составе.
Причём – после разделения Минпромэнерго на два министерства – усилился ещё и экс-президентом «Атомстройэкспорта» Сергеем Шматко, который и станет вплотную заниматься энергетикой.
Министерские портфели получили также полпред президента в Приволжье Александр Коновалов (сменивший на посту главного юриста страны Владимира Устинова), экс-шеф протокола президента Игорь Щёголев (назначен министром связи и массовых коммуникаций вместо Леонида Реймана, причём с расширением полномочий за счёт перешедших в сферу его ответственности СМИ), бывший посол во Франции и замминистра иностранных дел Александр Авдеев (стал министром культуры вместо Александра Соколова). Экс-сенатор и глава Российского футбольного союза Виталий Мутко возглавил новое Министерство спорта, туризма и молодёжной политики, созданное из трёх федеральных служб.
В свою очередь, среди «миноров» оказался Сергей Иванов, один из двух главных прошлогодних кандидатов в «преемники» президента. Ныне он потерял статус первого вице-премьера, оставшись лишь «простым» заместителем главы кабинета министров.
Среди других новаций можно отметить потерю последней буквы пресловутой аббревиатурры МЭРТ, у главы которого Эльвиры Набиуллиной «отобрали торговлю». Теперь торговой госполитикой будет заниматься старый-новый министр промышленности и торговли Виктор Христенко.
Помимо этого, прикрыты федеральные агентства промышленности (Роспром), по строительству и ЖКХ (Росстрой), Росздрав, Росэнерго и Росаэронавигация, функции которых будут переданы соответствующим министерствам.
Кстати, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия тоже разделена на две – так что охрана культурного наследия выделена в отдельную структуру. Особо стоит подчеркнуть, что ликвидируется печально известный Российский фонд федерального имущества, созданный в 1992 году для продажи приватизируемого и арестованного имущества и взрастивший немало реформаторских кадров.
Есть перестановки и в силовом блоке, в его спецчасти. Например, директором Федеральной службы безопасности стал экс-руководитель Службы экономической безопасности ФСБ Александр Бортников. А прежний руководитель ФСБ Николай Патрушев возглавил Совет безопасности.
Так что кадровой революции, как и обещали, не произошло. Даже настоящих сенсаций – ни в отставках, ни в назначениях. Впрочем, это как раз и неудивительно, учитывая стиль руководства второго президента, который он явно не собирается менять и на новом посту. Неслучайно, например, гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин вообще назвал новый кабинет «правительством преемственности с небольшим обновлением».