Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

В Караганде

01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

В Караганде, или Эротическое чувство Родины

Владимир Сорокин. Сахарный Кремль. – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 349 [3] с.

Непомерность скандала, прогремевшего в 1999 году, когда В. Сорокин ошеломил всю читающую (и внезапно в тот момент ставшую читающей) публику «Голубым салом», романом-фантасмагорией, в настоящее время схлынула, опустилась к нулю. Ставка на выход из рамок, на ломку этики и эстетики давно уже кажется проигрышной; сегодня очередь, напротив, – за поиском рамок, за традиционными, испытанными декорациями. Всякое блюдо хорошо в своё время; слоёный пирог из испражнений остался в былом, теперь Сорокин пристраивается к конвейеру стряпать новые кушанья, причём подобное производство налажено далеко за пределами России – и метод, избранный Сорокиным, в целом согласуется с методами мировой массовой «интеллектуальной» литературы. Разговор о жанре, с которым работает Сорокин, в конце концов оборачивается разговором о популяризации. 

Популяризация духовности. Популяризация культуры. В зарубежной прозе на этом искусно играет Коэльо, перелагая религиозные откровения в доступную форму, в расхожие истины. Получается некий адаптированный уровень первоисточника, будь то Библия или психологический роман начала XX века. Впрочем, у Сорокина наблюдается несколько другое: он адаптирует не написанное, а случившееся, не художественный мир, а историю, воспринятую им реальность – русскую действительность от Ивана Грозного до наших дней. 

Что такое – формально – «Сахарный Кремль»? Антиутопия или альтернатива развитию проекта «единой и неделимой России», политический и социальный прогноз или историческая сатира? Прежде всего – продолжение прошлогоднего «Дня опричника», только вместо бравого Комяги (он тоже мелькнёт пару раз в кадре: «холёное озабоченное лицо» и склонённая голова «с завитым позолоченным чубом», – мелькнёт, чтобы под занавес быть застреленным другом-окольничим) в центре внимания автора последовательно оказываются все слои населения опричной Руси 2028 года. Изображение представляет собой лубок, речь персонажей – раёшник: русизмы и старославянизмы густо пересыпаны скабрёзностями и лихими приговорками опричников, заключённых и палачей; изредка – оттеняя лубочную чистоту социального стиля – пробьётся кое-где, сквозь кабацкий гудёж, в стихах студента дыхание уничтоженного декадентства:

Бледноликих юношей
предплечья
Я целую ночи напролёт.
Снятся мне любовные увечья,
На груди моей –
твой белый мёд…


И ничего, между прочим, ложится в строку. Точка опоры в произведениях Сорокина неизменна: «эротическое чувство Родины», как скаламбурил однажды Андрей Вознесенский, ненароком довольно точно определив творческую манеру автора «Сахарного Кремля». 

Приёмы, которые используются Сорокиным от романа к роману, типичны, узнаваемы и легкозаменимы: эротические сцены, призванные раскрыть духовные горизонты героев, любовь к Отечеству, сублимированная в половой акт. Как в «Тридцатой любви Марины» вожделенный оргазм настигает героиню под гимн Советского Союза (в тот момент выполняющий функцию мелодии для будильника), так и здесь, в «Сахарном Кремле», государыня, впадая одновременно в наркотическую и любовную эйфорию, достигает желаемого наслаждения, взобравшись на белое – из чистейшего кокаина – ядро Царь-пушки: «Дрожа от нетерпения, она влезает на эту пирамиду, садится на ядро, сжимает его ногами, прижимая свой бритый очаровательный лобок к искристо-белому прохладному ядру, хватается за это ядро руками, прижимаясь к нему всё сильней, сильней, сильней…» Мощь державы, разумеется, стимулирует; эротические лейтмотивы – одна из тех нехитрых сцепок, на которых держится текст. Другими связками – приметами новой действительности – выступают кокаин (кокоша, как его ласково называют герои), китайский язык (угроза восточной экспансии в мире Сорокина давно стала реальным событием: Китай вторгается на территорию России, без китайского разговорного теперь никуда, и в репликах персонажей то и дело проскакивают принесённые из Поднебесной словечки; «Эта местность мне знакома как окраина Китая» – перекличка или аналогия с Бродским напрашивается, но, поскольку Сорокин дёргает связующие ниточки отовсюду, восстановить первоисточник нельзя), наконец, пресловутый «сахарный Кремль», главное сюжетное и, надо полагать, смысловое сплетение романа. 

Сахарный Кремль получают в подарок на Рождество дети счастливого государства; с Боровицкими и Спасскими сладкими башнями вприкуску любят пить чай как опричники, так и калики перехожие; сахарным Кремлём, спрятанным в кармашке наследника, хрустит загрызшая ребёнка девушка-оборотень. Образ такого Кремля, по Сорокину, призван настраивать символический план: детская игрушка и эмблема государства, фаллический символ и – одновременно – мощный наркотик, даже на расстоянии, даже – пробравшись в мысли, способный ввести в полный транс: «Но только бы все рядом встали и увидали сразу Кремль и тут же мёртвые восстали чтобы увидеть белый Кремль а мы пойдём на площадь Красну чтобы увидеть белый Кремль и все увидим что прекрасный что очень добрый белый Кремль а нам сиять всем будет вечно наш превосходный белый Кремль…» – несколько страниц занимает стенограмма такого экстаза, из наркотического явно перетекающего в религиозный. Сахарный Кремль, как мы видим, уже не столько опиум, сколько – кокаин для народа; для себя Сорокин оставляет глумление и аллюзийную литературную игру, для героев созданного им мира – примитив обработанной «русской идеи». Искать Россию, «которую мы потеряли», разумеется, нужно; проблема в другом – где искать?.. 

Ответа нет, но напрашивается рифма. В. Сорокин по-прежнему ищет именно там. 

Елена ПОГОРЕЛАЯ

Обсудить в группе Telegram

Елена Погорелая

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Саша Кругосветов: «Петербург в те годы пробудился от спячки»

    01.07.2025
  • Этюд об умении летать

    01.07.2025
  • Енисейская тетрадь жизни

    01.07.2025
  • Поезда памяти

    30.06.2025
  • Планета Сент-Экс

    29.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS