В Санкт-Петербурге подвели итоги VIII Международного культурного форума, участниками которого стали 40 358 человек. В число его участников и спикеров вошли представители 96 государств. Форум посетили 56 официальных иностранных делегаций, 18 из которых возглавляли министры культуры.
Модератор секции «Музыка» народный артист РФ пианист Денис Мацуев, чьё имя неразрывно связано с традициями легендарной русской фортепианной школы, ответил на вопросы «ЛГ».
– Как, на ваш взгляд, связаны слово и музыка?
– Всё зависит от того, какая музыка и какое слово. Если мы заговорим о песне советской, то давайте в первую очередь вспомним нашу легендарную Александру Пахмутову, юбилей которой недавно прошёл в Большом театре. Был грандиозный концерт, вместивший весь спектр её творчества.
Песни, которые создавались тогда, были триумвиратом стихов, музыки и исполнения. Каждая песня «рождалась» годами. Она, в хорошем смысле этого слова, «вымучивалась» – и лишь тогда становилась шедевром и её принимал народ.
Если что-либо из перечисленного выше было несовершенно, то получалась некая проходная «однодневка» и песня быстро забывалась. Если же наоборот – возникало произведение, соответствующее высшему музыкальному искусству.
Если же мы говорим конкретно о слове и музыке, если мы вспоминаем об опере или романсе, то их в первую очередь создавали великие композиторы: Чайковский, Рахманинов – они писали шедевры, которые представить без возвышенных слов невозможно.
Но опять же – четверостишия великих русских поэтов предвосхищали «Времена года» Чайковского. Они погружали человека в удивительную музыку стиха.
– А какие песни входят в число ваших любимых?
– Я люблю всё талантливое, начиная с наших частушек… Кстати, считаю, что наши русские частушки – предтечи современного рэпа, который, собственно, не что иное, как частушки, но уже нашего века – этакие частушки на современный лад. Что мне нравится в рэпе, так это – импровизация, когда музыканты и исполнители могут на ходу создавать нечто талантливое, привносить смыслы, а не просто нести всякую белиберду.
И тем не менее я всё-таки обожаю советскую эстраду. Пахмутова–Добронравов, Бабаджанян– Рождественский создали целую галерею шедевров.
– Всё ли ладно, на ваш взгляд, в современном музыкальном мире?
– Об этом мы много говорили на форуме, ведь мы собрались здесь не только встретиться и поговорить. На прошлом нашем собрании в городе на Неве, к примеру, родилась мысль создать виртуальные концертные залы, а сегодня это уже полноценный национальный проект.
Мы обсуждали и другие не менее важные вопросы. С чего начинается музыка? Как привлечь людей в концертные залы? Да всего и не перечислишь. И тем не менее могу с уверенностью заявить, что за последние 25 лет уже выросло молодое поколение, привыкшее ходить на концерты классической музыки, и теперь в зале можно увидеть не только седые головы.
Я знаю, что на Западе классические музыканты, видя в залах сплошь седовласых слушателей, со страхом думают о том, что будет через лет 15–20… Там молодёжи среди публики практически нет. У нас же иная ситуация.
Утверждаю – любовь к классической музыке нужно воспитывать с самого детства. Это происходит не явно, музыка входит в подсознание ребёнка и может в полную силу проявиться в отрочестве и юности.
И потому очень важно проводить открытые благотворительные концерты, на которые смогут приходить все желающие. Классическая музыка должна звучать там, где она просто необходима. Прямая трансляция из наших лучших концертных залов, записи концертов, проходящих на лучших сценах мира, должны транслироваться и в городах, и в сельских клубах – везде, где можно установить нужную аппаратуру. Уверен – люди придут и будут слушать, потому что они хотят этого.
– Известно, что вы привлекаете к участию в своих концертах совсем молодых музыкантов.
– У нас потрясающие молодые музыканты. Из года в год мы ищем их во всех регионах и находим даже в самых маленьких городках и сёлах. Талантливые дети- самородки выходят частенько из неполных семей, тронутые несправедливостью безотцовщины и семей с маленьким достатком.
А ведь любой ребёнок в школе наравне с буквами и цифрами должен познакомиться с нотами, поскольку ребёнок, «привитый» азами музыкальной грамоты, мыслить начинает по-другому. И потому меня очень беспокоит весьма безответственное отношение к урокам музыки в наших общеобразовательных школах. Почему-то у нас некоторые стали считать, что музыка – это нечто необязательное, а школьные хоры – несовременны. Но именно в хоровом пении наиболее ярко проявляется душа нашего народа.
А вообще, каждый ребёнок талантлив, если правильно к нему подойти. В каждом заложен культурный ген. Его вытравить невозможно. И потому такие дети появляются постоянно, и наша главная задача – помочь им пусть постепенно, но всё-таки развиться в больших музыкантов.
Я по мере сил поддерживаю таких детей в рамках работы фонда «Новые имена», заряжаясь от них энергией и свежим восприятием жизни.
В ближайшем будущем буду выходить с ними на сцену: и с победителями моего конкурса «Grand Piano Competition», и с музыкантами из «Новых имён».
Но разве я один такой?! Любители классической музыки стараются передать эту любовь своим детям и внукам. Считаю, что посещение концертов симфонической музыки должно стать для людей всех возрастов жизненно важным и даже модным. И это – дело государственное.
Беседу вёл
Владимир Шемшученко,
собкор «ЛГ», Санкт-Петербург