Хотели как лучше… Девятнадцать вечеров с Виктором Черномырдиным, или Как рождались крылатые слова эпохи. – М.: Международные отношения; ЧеРо, 2008. – 239 с., 32 л. ил.
Взять интервью – обыденная, заурядная работа журналиста. Но есть небольшое число журналистов, которые именно здесь раскрываются как профессионалы высочайшего класса и демонстрируют огромные возможности этого вроде бы простого жанра.
На самом деле он требует от журналиста очень много. Надо не только добиться встречи с интересующим издание человеком – что бывает весьма непросто, особенно если человек этот при высокой должности, – нужно в течение весьма ограниченного времени суметь расположить его к себе, обнаружить знание предмета разговора, вызвать на откровенность, а порой и спровоцировать на неё. И это ещё не всё. Потому что потом надо убедить собеседника не убирать из текста самое острое и неожиданное.
Асы жанра обычно работают с собеседниками подолгу, становятся их хорошими знакомыми, а порой и друзьями, что делает их беседы ещё более интересными и насыщенными.
Александр Гамов, безусловно, принадлежит к таким мастерам жанра. Собеседниками его были многие знаменитости и «звёзды» и со всеми он умел поговорить так, чтобы человек раскрылся даже в небольшом по объёму интервью. Пожалуй, это отличительная черта гамовского стиля – в его беседах не только информация, мысли, в них раскрывается характер собеседника, его человеческая индивидуальность.
Многолетние же разговоры Александра Гамова с Виктором Черномырдиным, собранные в книге, и вовсе отдельная история. Как верно замечено в предисловии, именно эти интервью во многом и создали феномен Черномырдина, превратили политика в фольклорного героя, вышедшего за строгие рамки «государственного деятеля».
Надо отдать должное и самому Виктору Степановичу – в какой-то момент он сообразил, что в «непричёсанных» беседах с Гамовым создаётся особый «черномырдинский» стиль, который выделяет его из скучного ряда других деятелей. Мало того, стал на него, на этот стиль, работать. А ведь сначала было иначе. Как вспоминает Александр Гамов, «всякий раз, видя мой раскрытый блокнот, Виктор Степанович хмурился. На вопросы отвечал неохотно, односложно. Да и вообще с корреспондентами был жестковат – мог запросто «послать». Что ж, терпение и хорошая наглость тоже входят в число достоинств незаурядного газетчика.
Ну и, конечно, нельзя не привести несколько «черномырдинок» из книги Гамова.
«Кто мне чего подскажет, тому и сделаю». «В харизме надо родиться!» «Я с молодых лет всегда работал первым лицом». «Я не тот человек, который живёт удовлетворениями…», «Есть ещё время сохранить лицо».
Ну кто ещё на такое способен?