Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 декабря 2014 г.
  4. № 49 (6490) (10.12.2014)
Искусство

В контексте Пречистенки

10 декабря 2014

До 20 декабря в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открыта выставка, посвящённая одноимённому фильму, снятому режиссёром Верой Глаголевой по пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне».

Выставка объединила более 30 авторских фотографий, сделанных в ходе съёмок участниками группы, и 16 игровых костюмов главных героев фильма. На открытие выставки собралась во главе с Верой Глаголевой почти вся основная съёмочная группа фильма – продюсер Наталья Иванова, оператор Гинтц Берзиньш (Латвия), художник по костюмам Елена Лукьянова, актёры Анна Астраханцева, Анна Леванова, Никита Волков, Василий Мищенко. Фурор же среди гостей вернисажа произвёл приезд известного британского актёра Рэйфа Файнса, блестяще сыгравшего русского дворянина Михаила Ракитина, одну из главных ролей в фильме.

Звезда мирового кино, прославивший своей игрой фильмы «Английский пациент» и «Список Шиндлера», Рэйф Файнс ранее уже принимал участие в экранизации русской классики – он сыграл главную роль в британско-американской версии «Онегина» (1999). И многие кинокритики признали его Евгения лучшим за всю историю экранизаций бессмертного пушкинского романа.

Как оказывается, актёр искренне влюблён в русскую культуру и видит для себя ещё немало интересных литературных персонажей. «Но во время съёмок «Двух женщин» я настолько был сосредоточен на Ракитине, что не способен был думать ни о чём другом», – признался Файнс.

Выставочная экспозиция, ставшая своего рода «предисловием» к фильму, открывает зрителям ещё один незаурядный талант Файнса – в области фотографии. В России об этом знают немногие. Между тем Рэйф в немалой степени наследовал фотографический талант от своего отца, известного в Британии фотографа Марка Файнса. Как умеет Рэйф Файнс находить нужный ракурс и ловить настроение, а также насколько британский актёр научился чувствовать Россию, смогут убедиться те, кто успеет посмотреть выставку.

Отдельного внимания на ней заслуживают замечательные игровые костюмы, в которых жили киногерои. Обитатели дворянского гнезда, облачённые в эти изящные наряды, как будто сошли с полотен Борисова-Мусатова или этюдов Сомова. Таков и был изначальный замысел режиссёра Веры Глаголевой и художника по костюмам Елены Лукьяновой. Костюмные комплекты для фильма были созданы с большой тщательностью и вкусом, при соблюдении всех нюансов моды 40-х годов XIX века, выходного и повседневного стиля разных слоёв русского общества. Кринолины, корсеты, шлейфы, туфли, сюртуки, галстуки, цилиндры, пластроны… Охристые и коричневые тона – для крестьян, светлые, нежные оттенки – для дворян. Через цветовую палитру и изобразительные детали костюмы передают не только психологическое состояние героев, но и «акварельность» авторского текста, литературного стиля, присущего произведениям Тургенева. Гардероб главных героев выдержан и драматургически, и личностно – как по отношению к тургеневскому персонажу, так и к актёру, исполняющему роль.

Музей А.С. Пушкина выбран был создателями фильма неслучайно. Важным для экспозиции является, конечно, и контекст самой улицы Пречистенки, средоточия городских дворянских усадеб XIX века. Однако самое главное всё же в том, что филиалом Государственного музея А.С. Пушкина является Музей И.С. Тургенева. Музей великого писателя был открыт пять лет назад в мемориальном доме на Остоженке. Сегодня, как и вся культурная общественность России, он готовится к большому юбилею – 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 г. Выставка «Две женщины. Предисловие» стала ещё и даром. Творческая группа фильма «Две женщины» передала в дар тургеневскому музею часть костюмов, изобразительные и рукописные материалы, связанные с фильмом, эскизы костюмов и другие предметы. В будущем многие из вещей смогут войти в постоянную экспозицию Музея И.С. Тургенева или быть представленными на различных выставках.

Экспозиция выставки, конечно же, настраивает на просмотр самого фильма. Он выйдет в российский прокат 22 января. И этот необычайно красивый, лиричный, тонкий, с фантастическими пейзажными и портретными планами фильм нужно будет смотреть непременно всем, кто любит русскую природу, литературу и русскую душу.


Тэги: Выставка Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Анна Артемова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Простые истины

    29.03.2025
  • «Надька – казак» вступает в гвардию русских амазонок

    05.12.2024
  • Вход – свободный!

    28.08.2024
  • Стиль свободной руки

    19.07.2024
  • Новый отечественный экспрессионизм

    11.07.2024
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Горбушка хлеба

    51 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
  • Кукиш в Манеже

    41 голосов
  • Русский француз

    39 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS