Звезда мирового кино, прославивший своей игрой фильмы «Английский пациент» и «Список Шиндлера», Рэйф Файнс ранее уже принимал участие в экранизации русской классики – он сыграл главную роль в британско-американской версии «Онегина» (1999). И многие кинокритики признали его Евгения лучшим за всю историю экранизаций бессмертного пушкинского романа.
Как оказывается, актёр искренне влюблён в русскую культуру и видит для себя ещё немало интересных литературных персонажей. «Но во время съёмок «Двух женщин» я настолько был сосредоточен на Ракитине, что не способен был думать ни о чём другом», – признался Файнс.
Выставочная экспозиция, ставшая своего рода «предисловием» к фильму, открывает зрителям ещё один незаурядный талант Файнса – в области фотографии. В России об этом знают немногие. Между тем Рэйф в немалой степени наследовал фотографический талант от своего отца, известного в Британии фотографа Марка Файнса. Как умеет Рэйф Файнс находить нужный ракурс и ловить настроение, а также насколько британский актёр научился чувствовать Россию, смогут убедиться те, кто успеет посмотреть выставку.
Отдельного внимания на ней заслуживают замечательные игровые костюмы, в которых жили киногерои. Обитатели дворянского гнезда, облачённые в эти изящные наряды, как будто сошли с полотен Борисова-Мусатова или этюдов Сомова. Таков и был изначальный замысел режиссёра Веры Глаголевой и художника по костюмам Елены Лукьяновой. Костюмные комплекты для фильма были созданы с большой тщательностью и вкусом, при соблюдении всех нюансов моды 40-х годов XIX века, выходного и повседневного стиля разных слоёв русского общества. Кринолины, корсеты, шлейфы, туфли, сюртуки, галстуки, цилиндры, пластроны… Охристые и коричневые тона – для крестьян, светлые, нежные оттенки – для дворян. Через цветовую палитру и изобразительные детали костюмы передают не только психологическое состояние героев, но и «акварельность» авторского текста, литературного стиля, присущего произведениям Тургенева. Гардероб главных героев выдержан и драматургически, и личностно – как по отношению к тургеневскому персонажу, так и к актёру, исполняющему роль.
Музей А.С. Пушкина выбран был создателями фильма неслучайно. Важным для экспозиции является, конечно, и контекст самой улицы Пречистенки, средоточия городских дворянских усадеб XIX века. Однако самое главное всё же в том, что филиалом Государственного музея А.С. Пушкина является Музей И.С. Тургенева. Музей великого писателя был открыт пять лет назад в мемориальном доме на Остоженке. Сегодня, как и вся культурная общественность России, он готовится к большому юбилею – 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 г. Выставка «Две женщины. Предисловие» стала ещё и даром. Творческая группа фильма «Две женщины» передала в дар тургеневскому музею часть костюмов, изобразительные и рукописные материалы, связанные с фильмом, эскизы костюмов и другие предметы. В будущем многие из вещей смогут войти в постоянную экспозицию Музея И.С. Тургенева или быть представленными на различных выставках.
Экспозиция выставки, конечно же, настраивает на просмотр самого фильма. Он выйдет в российский прокат 22 января. И этот необычайно красивый, лиричный, тонкий, с фантастическими пейзажными и портретными планами фильм нужно будет смотреть непременно всем, кто любит русскую природу, литературу и русскую душу.