Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

В лицейских садах, в поэтических сферах…

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Юный Пушкин (Денис Береснев) с одной из своих первых муз;  Фото автораАлександр Сергеевич Пушкин не так уж часто становится героем сценических и экранных произведений. Последним по времени его появлением в качестве персонажа стал фильм «1814», повествовавший об ученических царскосельских годах «нашего всего» и товарищей его юности. Пару лет спустя Московский драматический театр «Сфера» вновь обратился к начальным периодам жизни национального гения. Для этого была извлечена из глубокого забвения пьеса Андрея Платонова «Ученик лицея (Юный Пушкин)». Не самое выдающееся произведение из платоновского наследия, написанное в трудное для автора послевоенное время, но печать неподражаемого авторского стиля, слога и мировоззрения, без сомнения, лежит и на этом своеобразном сочинении.

Режиссёр Александр Коршунов не стал экспериментировать с исходным текстом, а сделал акцент на достоверную и живую передачу самобытности произведения Платонова и атмосферы лицейской жизни Саши Пушкина. К слову сказать, в «Сфере» – безусловное уважение к литературной основе спектакля, а она тут, как правило, высочайшего «классического» уровня, является одним из краеугольных камней. В чём в чём, а в невнимательности к своим авторам театр никак не упрекнёшь…

Итак, юный Пушкин. Что подтолкнуло его к сочинительству? Боль! Увы, положение о том, что прекрасное нередко рождается в мучениях, никто не отменял, и об этом в спектакле ярко говорит сцена встречи Саши с «грустной русской Музой» (Ирина Мреженова), крепостной, поющей по вечерам колыбельные у могилы единственного сына, забитого насмерть палками. Пушкин у молодого актёра Дениса Береснева получился очень впечатлительным, чутким. Улыбка, красовавшаяся на его лице в начале беседы с бедной бабушкой, по мере её откровенного рассказа превратилась в скорбный излом. И этому сопереживанию веришь. Кажется, что исполнитель глубоко проникся своей ролью, ощутил себя поэтом. А именно человеком, способным подскакивать в кровати на заре в порыве вдохновения, рвать свои стихи и вызывать друга на дуэль из-за обострённого чувства справедливости.

Кстати о друзьях. В спектакле перед нами предстают четверо из них: гвардейский офицер Пётр Чаадаев, а также ученики лицея – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и – как без него? – основатель «ЛГ» Антон Дельвиг. Героев, оказавших несомненное влияние на молодого Пушкина, объединяют юношеское бесстрашие, максимализм, интерес к происходящим в стране событиям, на которые они бурно реагируют, к примеру, в эффектной сцене в гостях у Чаадаева. Этот довольно шумный и продолжительный эпизод «гусарского» пиршества открывает нам Пушкина – егозу и балагура, полностью оправдывающего свою лицейскую кличку «смесь обезьяны и тигра».

Несмотря на, скорее, внешнюю несхожесть артиста Береснева и его великого героя, исполнитель очень точно передал характер поэта, его внутренний мир и широту, ранимость, отзывчивость души. Жаль, лицейские друзья Александра Сергеевича в постановке показаны весьма поверхностно. Но вина за это должна быть разделена на всех: режиссёра-постановщика, актёров (Никиты Спиридонова, Дмитрия Бероева и Александра Артамонова), которые вроде бы пытались выжать всё, что возможно и даже невозможно, из своих ролей, но и автора пьесы, сделавшего – в духе времени – упор на взаимоотношениях Пушкина с родными и дворовыми, его тайную сердечную привязанность к Е.А. Карамзиной и отношении к крепостному праву.

Приятное исключение в компании друзей «юности беспечной» составил более взрослый Пётр Чаадаев, в исполнении Сергея Рудзевича получившийся настоящим русским офицером. Статный, благородный, рассудительный. Тем не менее ему не чужды ребячьи шалости лицеистов, с которыми он не только любит покутить. Чаадаев разделяет их чаяния о вольной России, с одной только оговоркой – он уже знает, насколько будет труден путь того, кто решится пойти против царя. Яркий пример – адъютант коменданта Царского Села Захарий Петров (Алексей Суренский), поплатившийся своей свободой за желание дать её крестьянам.

Вообще новый спектакль театра «Сфера», хочешь не хочешь, заставляет вступать в некую внутреннюю полемику с известным высказыванием, что «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». В «Сфере» маленьких актёров нет. Даже самые короткие эпизодические роли, как ямщик Кузьма (Вячеслав Мищенко), сыграны сочно, колоритно, оригинально.

А особо хотелось бы отметить роль няни Арины Родионовны. Актриса Надежда Перцева смогла показать всю глубину поистине материнской любви старой крепостной женщины к своему барину: «Хоть он и при матери своей рос, да не близко, а у меня-то возле самого сердца вырос…» Эти чувства не всегда несут одну лишь радость. Подчас они вводят няню в тоску, причиняют боль от грядущего расставания. И всё это – в глазах Надежды Перцевой. Один её взгляд на повзрослевшего Сашу, отправляемого в ссылку неизвестно куда, красноречивее любых слов и жестов.

Светлана НОСЕНКОВА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Носенкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS