Александр Сергеевич Пушкин не так уж часто становится героем сценических и экранных произведений. Последним по времени его появлением в качестве персонажа стал фильм «1814», повествовавший об ученических царскосельских годах «нашего всего» и товарищей его юности. Пару лет спустя Московский драматический театр «Сфера» вновь обратился к начальным периодам жизни национального гения. Для этого была извлечена из глубокого забвения пьеса Андрея Платонова «Ученик лицея (Юный Пушкин)». Не самое выдающееся произведение из платоновского наследия, написанное в трудное для автора послевоенное время, но печать неподражаемого авторского стиля, слога и мировоззрения, без сомнения, лежит и на этом своеобразном сочинении.
Режиссёр Александр Коршунов не стал экспериментировать с исходным текстом, а сделал акцент на достоверную и живую передачу самобытности произведения Платонова и атмосферы лицейской жизни Саши Пушкина. К слову сказать, в «Сфере» – безусловное уважение к литературной основе спектакля, а она тут, как правило, высочайшего «классического» уровня, является одним из краеугольных камней. В чём в чём, а в невнимательности к своим авторам театр никак не упрекнёшь…
Итак, юный Пушкин. Что подтолкнуло его к сочинительству? Боль! Увы, положение о том, что прекрасное нередко рождается в мучениях, никто не отменял, и об этом в спектакле ярко говорит сцена встречи Саши с «грустной русской Музой» (Ирина Мреженова), крепостной, поющей по вечерам колыбельные у могилы единственного сына, забитого насмерть палками. Пушкин у молодого актёра Дениса Береснева получился очень впечатлительным, чутким. Улыбка, красовавшаяся на его лице в начале беседы с бедной бабушкой, по мере её откровенного рассказа превратилась в скорбный излом. И этому сопереживанию веришь. Кажется, что исполнитель глубоко проникся своей ролью, ощутил себя поэтом. А именно человеком, способным подскакивать в кровати на заре в порыве вдохновения, рвать свои стихи и вызывать друга на дуэль из-за обострённого чувства справедливости.
Кстати о друзьях. В спектакле перед нами предстают четверо из них: гвардейский офицер Пётр Чаадаев, а также ученики лицея – Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и – как без него? – основатель «ЛГ» Антон Дельвиг. Героев, оказавших несомненное влияние на молодого Пушкина, объединяют юношеское бесстрашие, максимализм, интерес к происходящим в стране событиям, на которые они бурно реагируют, к примеру, в эффектной сцене в гостях у Чаадаева. Этот довольно шумный и продолжительный эпизод «гусарского» пиршества открывает нам Пушкина – егозу и балагура, полностью оправдывающего свою лицейскую кличку «смесь обезьяны и тигра».
Несмотря на, скорее, внешнюю несхожесть артиста Береснева и его великого героя, исполнитель очень точно передал характер поэта, его внутренний мир и широту, ранимость, отзывчивость души. Жаль, лицейские друзья Александра Сергеевича в постановке показаны весьма поверхностно. Но вина за это должна быть разделена на всех: режиссёра-постановщика, актёров (Никиты Спиридонова, Дмитрия Бероева и Александра Артамонова), которые вроде бы пытались выжать всё, что возможно и даже невозможно, из своих ролей, но и автора пьесы, сделавшего – в духе времени – упор на взаимоотношениях Пушкина с родными и дворовыми, его тайную сердечную привязанность к Е.А. Карамзиной и отношении к крепостному праву.
Приятное исключение в компании друзей «юности беспечной» составил более взрослый Пётр Чаадаев, в исполнении Сергея Рудзевича получившийся настоящим русским офицером. Статный, благородный, рассудительный. Тем не менее ему не чужды ребячьи шалости лицеистов, с которыми он не только любит покутить. Чаадаев разделяет их чаяния о вольной России, с одной только оговоркой – он уже знает, насколько будет труден путь того, кто решится пойти против царя. Яркий пример – адъютант коменданта Царского Села Захарий Петров (Алексей Суренский), поплатившийся своей свободой за желание дать её крестьянам.
Вообще новый спектакль театра «Сфера», хочешь не хочешь, заставляет вступать в некую внутреннюю полемику с известным высказыванием, что «нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». В «Сфере» маленьких актёров нет. Даже самые короткие эпизодические роли, как ямщик Кузьма (Вячеслав Мищенко), сыграны сочно, колоритно, оригинально.
А особо хотелось бы отметить роль няни Арины Родионовны. Актриса Надежда Перцева смогла показать всю глубину поистине материнской любви старой крепостной женщины к своему барину: «Хоть он и при матери своей рос, да не близко, а у меня-то возле самого сердца вырос…» Эти чувства не всегда несут одну лишь радость. Подчас они вводят няню в тоску, причиняют боль от грядущего расставания. И всё это – в глазах Надежды Перцевой. Один её взгляд на повзрослевшего Сашу, отправляемого в ссылку неизвестно куда, красноречивее любых слов и жестов.